наверх

1942 – образование в Амурской области радиокомитета, впоследствии ставшего Комитетом по телевидению и радиовещанию
1957 – выход в эфир первой телепередачи любительской студии в Райчихинске
1962 – создание Благовещенской студии телевидения
1964 – ввод в эксплуатацию типового телецентра и телевышки высотой 197 метров
1968 – начало трансляции телепередач из Москвы
1982 – выход местных телепрограмм в цветном изображении
1991 – создание на базе Комитета по телевидению и радиовещанию при Амурском облисполкоме Государственной телевизионной и радиовещательной компании «Амур»
2007 – начало спутникового вещания.

Телевидение в Амурской области, несмотря на слабую техническую оснащенность и постоянную нехватку кадров, развивалось достаточно успешно. Первый телецентр Приамурья появился не в областном центре Благовещенске, а в городе угольщиков Райчихинске. В апреле 1957 года энтузиасты из местного научно-технического горного общества задались целью построить в своем городе телевизионный центр. Была направлена делегация в Томск для ознакомления с уже действующим там телецентром, созданным специалистами Томского политехнического института. По их чертежам было решено сооружать телецентр и в Райчихинске.

1 января 1958 года в местной газете «Горняк» появилось сообщение: «В Райчихинске закончилось строительство первого в Амурской области телецентра. 31 декабря 1957 года состоялась первая телевизионная передача». Но официальное открытие телецентра затянулось на долгие 5 лет, так как затраты на его содержание в маленьком провинциальном городке не были экономически оправданными.

Надо отметить, что почти во всех краях и областях Дальнего Востока телевидение начиналось как любительское. В дальневосточном регионе стали возводиться типовые телевизионные центры. В 1955 году началось регулярное вещание во Владивостоке, в 1958 – в Хабаровске, в 1960 – в Магадане и Южно-Сахалинске.

Появление телевидения в Райчихинске ускорило организацию областного телевещания. Передачи из Москвы шли по наземным радиорелейным линиям. Прокладка их в те годы велась по всей стране, но из-за дороговизны и трудоемкости они могли прийти в Благовещенск только через 7-10 лет. Был только один выход ускорить дело – построить в Благовещенске телецентр. Требовались деньги, а их не было. И тогда руководители области решили попросить дирекцию Райчихинского угольного комбината отдать один из комплектов их телецентра Благовещенску. Речь шла о комплекте, запущенном в работу, но который собирались заменить.

2 марта 1962 года на голубых экранах немногочисленных владельцев телевизоров областного центра появился титр: «Показывает Благовещенск». Диктор сообщила: «Созданный в Благовещенске с помощью ряда предприятий и организаций области телецентр принят в разряд государственных. Этот телецентр действует на правах государственного программного телецентра до сдачи в эксплуатацию типового телецентра. 1 марта при областном радиокомитете организована студия телевидения, которая отныне будет вести передачи 3 раза в неделю, а затем ежедневно по 3-5 часов в сутки». Программа длилась 3 часа и ознаменовала собой начало в Приамурье регулярного областного телевизионного вещания.

Создавался телецентр группой инженерно-технических работников Благовещенского радиоузла Николаем Кривченко, Иваном Гурским, Нитом Мартыновым. Руководил монтажом главный инженер Томского телецентра Юлий Михайлович Дьяконов.

В своих воспоминаниях тогдашний директор телестудии Борис Рябов пишет: «Телевизионных режиссеров, звукорежиссеров, теле- и кинооператоров, дикторов и других работников совершенно новых профессий никто в стране не готовил. Даже при организации редакций, а именно с этого надо было начинать, пришлось столкнуться с трудностями. Свободных журналистов в Благовещенске не было, а работавшие в газетах, смотрели на телевидение как на что-то несерьезное, поэтому от предложений перейти на работу в комитет отказывались. Ближе к телевидению были журналисты радиокомитета. Проработав почти 2 года заместителем председателя комитета и главным редактором радиовещания, я хорошо знал творческий коллектив радио. Некоторым наиболее энергичным, находящимся в постоянном поиске журналистам и было предложено перейти на телевидение».

А вот воспоминания заслуженной артистки РФ Раисы Поздняковой, начинавшей работу диктором на Райчихинской студии: «Меня и мою одноклассницу позвали попробовать себя в роли диктора. Но однокласснице не разрешили родители. В это время телевидение считалось непристойной, несерьезной работой. А я решила пойти. Несколько раз открывала программу, читала «Новости». Смотрю, с каждым днем у меня получается все лучше и лучше, да и работа очень понравилась. Я слушала дикторов Всесоюзного радио, старалась подражать их манере чтения. Ведь в то время учиться было не у кого».

Первый год передачи велись 3 дня в неделю по средам, субботам и воскресеньям по 2 часа в сутки. Материалы собственного производства занимали 30 минут. Начинались они обычно журналами «Телевизионные новости» или «Пионерия». В «Телевизионных новостях» сообщалось о важных событиях не только в городе и области, но и в стране, и за рубежом. В студии выступали передовики производства, студенты, школьники, которые рассказывали о делах своих коллективов. Заканчивались «Теленовости», как правило, сатирической страничкой. Журналисты начали снимать первые передачи на основе собственных сценариев. Это были в основном литературно-музыкальные композиции. Наиболее удачные из них («О комсомоле», «По планете шагает Весна») были созданы старшим редактором Александром Зубовым.

При телестудии постепенно создавалась фильмотека. Поначалу в ней было всего 3 десятка программ с выступлениями известных мастеров сцены Ленинграда и Москвы. В этот период студия сумела организовать регулярный выход в эфир только детских программ: для малышей каждую субботу выходила передача «В гостях у сказки», которую вела «бабушка Фаина» – артистка областного театра драмы Фаина Марина.

В процессе становления вещания не обходилось и без курьезов. Вспоминает Б. Рябов: «Эталоном женской красоты на Центральном телевидении в 1963 году была диктор Анна Шилова. Москвичи с любовью называли ее «наша Аннушка». Так вот эта Аннушка летом 1963 года целых 2 месяца открывала и закрывала программу Благовещенской телестудии. Так случилось, что мы опять остались без диктора. Объявили конкурс на замещение вакантных должностей. А пока шел конкурс, пока победитель осваивал необходимые азы, студия должна была работать. И тут подвернулся счастливый случай. Центральное телевидение создало документальный телефильм «Показывает Москва». Он был разослан во все студии страны и был интересен как для зрителей, так и для начинающих телевизионщиков. При просмотре этого фильма у меня возникла дерзкая и, я бы сказал, авантюрная идея. Фильм начинался с появления на экране Анны Шиловой, которая открывала программу общепринятыми словами «Добрый вечер, дорогие телезрители, начинаем нашу программу», а заканчивала словами «Уважаемые телезрители, на этом наши передачи окончены. Мы прощаемся с вами. Спокойной ночи». Приглашаю монтажницу Надю Морозову, говорю: «Надюша, я нашел диктора. Вырежи из фильма открытие и закрытие программы московским диктором, приклей ракорды и отдай выпуску, пусть открывают и закрывают нашу программу, пока своего диктора не найдем». Два месяца открытие и закрытие телевещания Благовещенской студии было на высшем уровне».

Первой ведущей телепрограмм стала старший диктор Мария Васильевна Грибанова. По словам Галины Коноплевой: «Марию Васильевну побаивались не только молодежь, но и маститые журналисты. Большой поборник чистоты и правильности русского языка, Мария Васильевна имела привычку прослушивать, отсматривать эфиры различных передач, а потом все ляпы и перлы ведущих вывешивать в печатном виде на видном месте».

С 1 января 1963 года объем передач увеличился до 4 часов. Постепенно вещание стало шестидневным (кроме понедельника). Аудитория расширилась более чем до 20 000 зрителей. Уже существовала киногруппа, и на замену фоторепортажам пришли кинорепортажи.

В 1961 году в Амурскую область было завезено 500 телевизоров. В Благовещенске на момент начала местного вещания их было всего 15. В 1962 году при заявке на 2 000, торговля получила только 1 500. И стоили они немало. При средней заработной плате 140 рублей цена телевизора была 300-400 рублей. Телевизоры устанавливались для просмотра в «красных уголках» предприятий, учреждений, общежитий. По вечерам на квартирах счастливых обладателей «Рекордов», «Стартов», «Рубинов» собирались родственники, друзья, соседи.

В 1964 году в Благовещенске было построено типовое здание телецентра и возведена телебашня высотой 197 метров. Зона уверенного приема сигнала увеличилась с 20 до 80 километров. Получили возможность смотреть телепередачи и жители большинства сел ближайших к Благовещенску районов.

Всесоюзное телевидение в области появилось 7 ноября 1968 года с вводом в эксплуатацию принимающей станции «Орбита». В мае 1970 года в газете «Амурская правда» начальник производственно-технического управления связи Н. Антипов писал: «В области насчитывается более 30 тысяч телевизоров. С помощью двух программных телецентров, шести ретрансляторов телевизионные программы могут смотреть 70 процентов всего населения. В областном центре действует приемная станция «Орбита», благодаря которой жители Благовещенска, Белогорска, Свободного и одиннадцати районов смотрят передачи Центрального телевидения из Москвы». 7 ноября 1970 года оно пришло в город Зею, где тоже была построена станция «Орбита».Таким образом, к концу 1970 года телевидение в Амурской области технически, административно и творчески было сформировано.

1982 год ознаменовался началом эры цветного телевещания местных программ. Новым важным событием в развитии телевидения Приамурья стал приход в 1983 году второй московской программы с помощью спутниковой системы «Москва».

В 1991 году на базе комитета по телевидению и радиовещанию при Амурском облисполкоме создана Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Амур», которая вошла в структуры холдинга ВГТРК.

С началом нового тысячелетия, в 2002 году, в ГТРК «Амур» было введено в эксплуатацию цифровое оборудование. Еще через 5 лет новости областной телекомпании стали доступны для просмотра уже через спутник.

В 2007 году телекомпания сменила адрес, переехав в здание «Дома радио». Таким образом, оба направления деятельности компании оказались «под одной крышей». Сегодня ГТРК «Амур» полностью готово к переходу на цифровое вещание. Для этого завершено переоборудование аппаратных и монтажных комплексов. В цифровом качестве местные новости амурчане смогут увидеть уже в 2015 году.

Источник – статья И.Е. Чернышева «Становление телевизионного вещания в Амурской области».