На внутриобластных воздушных маршрутах Приамурья появятся новые самолеты

В правительстве России подписано постановление о создании казённого предприятия «Аэропорты Приамурья». Содержать инфраструктуру малых аэропортов области теперь будут за счет федерального бюджета. Сэкономленные средства регион сможет направить на обновление авиапарка и развитие малой авиации.

Зал ожидания в зейском аэропорту переполненным не бывает, но и не пустует. С тех пор как в районе возобновилось авиасообщение, самолёты для многих вновь стали самым популярным видом транспорта. «Я с внуком очень часто летаю, рассказывает жительница поселка Октябрьский Галина Защитникова. – Нам нужно добираться до реабилитационного центра в Свободном или на лечение в Благовещенск. Сейчас мы возвращаемся с курорта». «В Октябрьском работы нет, — говорит Анатолий Абарамов, — приходится летать на вахту, ежемесячно ездить туда и обратно».

Из Благовещенска через Свободный, Октябрьский, в Зею и обратно АН-2 летает дважды в неделю. Почти ежедневно в расписании рейсы и внутри Зейского района. Поселок Октябрьский — одна из крайних точек на карте муниципалитета. Этот населенный пункт считается труднодоступным. Из-за дождей здесь часто размыты дороги, поэтому самым надёжным транспортом признан воздушный.

Не видят альтернативы и на севере района — в поселках Береговой, Хвойный, Горный, Бомнак. Добраться туда по дорогам вдоль побережья зейского водохранилища также проблематично. Крайне востребован воздушный перевозчик и у жителей Селемджинского района. «Расстояния в переделах полутысячи километров в одну сторону, — говорит второй пилот АН-2 Юршенас Сигитас, — самый длинный путь до Экимчана – 520 километров. Летом билеты к нам на самолет практически не купить, кабина полностью заполнена».

Стоимость полетов по району, а это в среднем около 900 рублей за билет, пассажиров вполне устраивает. Авиапутешествие в областной центр — шесть тысяч туда и обратно пока не всем по карману, особенно для жителей сельской местности. «Все-таки очень дорого. Наверное, до Москвы учитывая расстояние, выходит дешевле, чем нам долететь до Благовещенска», — рассуждает Марина Десятова, директор школы поселка Октябрьский.

В амурской авиабазе, которая обеспечивает все внутриобластные рейсы, объясняют это тем, что сегодня по Приамурью курсируют лишь самолёты АН — 2. В авиапарке предприятия их 11. «Аннушки», как в народе называют эти самолёты, работают не на керосине, как большинство воздушных судов, а на авиационном бензине. В России его не производят, поставляют из Финляндии или Голландии. Для дальневосточников это увеличивает себестоимость полета сразу до 16 тысяч за пассажира. Заоблачные цены помогают снизить региональные власти. Они ежегодно выделяют до 90 миллионов рублей, чтобы сделать авиатранспорт доступным. «Все рейсы являются социально значимыми, комментирует Елена Журавлева, начальник «Амурской авиабазы». – Областной бюджет дотирует перевозки, 80 % от реальной стоимости билета компенсируют региональные власти».

Авиапарк необходимо обновлять, и в этом с перевозчиком солидарны в правительстве региона. «Как воздух» нужна модернизация и аэропортам, и взлетно-посадочным полосам с более чем 30-летним стажем. Реконструкция асфальтобетонного поля слишком дорогое удовольствие. «Сегодня один квадратный метр пятисантиметрового слоя обходится в одну тысячу рублей, — подсчитывает затраты начальник аэропорта «Зея» Александр Тафатулин. – Мы вынуждены заниматься лишь ямочным ремонтом, искать «больные места», которые в первую очередь нуждаются в ремонте».

В Приамурье с 2009-го года реализуется региональная долгосрочная целевая программа «Развитие авиации и аэропортов». Уже третий год эксплуатируется новое здание аэровокзала в Благовещенске. Амурчане получили возможность летать не только по стране, но и за её пределы по 20 направлениям. Малым воздушным линиям о таком пассажиропотоке пока приходится только мечтать. «Малые аэропорты для сохранения инфраструктуры получают каждый год примерно 55 миллионов рублей, комментирует заместитель председателя Правительства Приамурья Константин Чмаров. – Не секрет, что денег областного бюджета не хватает на поддержание высокой технической готовности аэропортов и посадочных площадок. Регион последние годы из последних сил тянул эти расходы».

Впереди у нашей малой авиации большие перспективы. «Под своё крыло» её берут федеральные власти. Если содержание и модернизация аэропортов, а также взлётно-посадочных полос будет финансироваться из федерального бюджета, регион сможет позволить себе новые самолёты. В частности, К 2013-му планируют приобрести три Л-410. Тогда не за горами и новые авиамаршруты.

Алена Козлова