Курсанты из Приамурья чудом избежали гибели в Охотском море

На сухогрузе «Амурская», обстоятельства гибели которого до сих пор выясняются, а экипаж ищут, могли оказаться курсанты благовещенского филиала Морского университета. Однако волею судьбы наших ребят трагедия в Охотском море миновала.

Охотское море, где курсировало судно, моряки называют самым жестким из всех. Трехметровые волны и сильные течения здесь обычное дело, рассказывают курсанты Виталий Белоусов и Евгений Матюхин. Почти полгода они проходили практику на сухогрузе и вместе со всеми должны были пойти в роковой рейс. «Нас хотели взять в последний рейс, так как не хватало кадров. Нас просили остаться, но старпом посодействовал, чтобы нас списали, — рассказывает Виталий Белоусов. — Если бы остались на пароходе, то приехали бы в первый день учебы. И то бы уже не приехали».

Старший помощник капитана, руководитель практики Олег Федотов из Николаевска-на-Амуре, можно сказать, спас своих учеников. Сейчас ребята общаются с его семьей, а также с родственниками других пропавших членов экипажа. В надежде, что моряки все-таки живы. Поиски людей в районе Шантарских островов ведутся только на побережье. В воскресенье из-за сильного ветра и большого льда буксир со спасателями на борту временно покинул этот квадрат. Водолазы ждут благоприятных для погружения условий, чтобы продолжить осмотр затонувшего сухогруза. Если погода не изменится, судно вернется на базу, чтобы не повторить участь «Амурской».

Чтобы выжить в таких суровых условиях, по словам начальника отдела безопасности судоходства университета Александра Орлянского, одних знаний мало, необходимо везение. 20 лет он проработал капитаном, из них 12 – ходил в том, опасном северном направлении. Сейчас преподает технику безопасности у будущих штурманов, механиков и радистов. «Район тот довольно холодный, штормовой. На островах населенных пунктов нет. Ближайший, это откуда они шли, – Киран, там база золотарей. Остальные — Чумикан и Аян, довольно далеко. Выжить в таких условиях в плоту очень тяжело», — делится опытом Александр Орлянский.

Начиная с первого курса, в Морском университете учат, как действовать в случае аварии, справляться с огнем и водой. Исключить такие ситуации невозможно, но, чтобы подстраховаться, руководство вуза пристраивает курсантов только в проверенные компании. Принято решение ввести еще более жёсткий отбор. «Мы отдаем предпочтение большим компаниям, таким, как Амурское пароходство, Сахалинское пароходство, Дальневосточное морское пароходство, потому что в этих компаниях флот еще более или менее новый», — говорит директор Амурского филиала Морского государственного университета им. Невельского Петр Черепанов.

Случай как на сухогрузе «Амурская» – далеко не первый. В прошлом году у берегов Южной Кореи потерпел крушение грузовой теплоход «Александра» с несколькими амурчанами на борту. Из 12-ти членов экипажа выжил только один. В 2010-м в море Лаптевых затонул буксир «Алексей Кулаковский», тогда курсант Морского университета спасся, выпрыгнув за борт. Студентов учат не обращать внимания на аварийную статистику и полагаться на полученные знания. Ведь за весь курс обучения, пусть и с перерывами, каждый курсант должен 12 месяцев отработать на судах. А это как минимум две практики.