Амурчане ощутили первые результаты закрытия пивных ларьков

«Пива нет!». Забытые с советских времен таблички впору развешивать в амурских торговых точках. Причина – полный запрет на продажу алкоголя в ларьках и павильонах. Под категоричное «нельзя» попало и ранее считавшееся слабоалкогольным напитком «пенное». Кто выиграл, и кто проиграл от такого депутатского решения, разбирался корреспондент ГТРК «Амур».

В маленьком селе Прядчино Благовещенского района – негласный сухой закон. С прилавков единственного магазина исчезли все приметы пагубных привычек. Здесь вообще пиво и сигареты теперь нигде не купишь. И торговая точка несет убытки.

«У нас объект временного строительства, это торговый павильон. Чтобы нам сейчас на прилавки выложить сигареты и пиво, нам нужно переоформить его в магазин, то есть нужно капитальное строительство», — объясняет владелица торговой точки Наталья Коваленко.

Однако капитальное строительство далеко не всем сельским предпринимателям по карману. Благовещенским, кстати, тоже. Сегодня действующих павильонов в городе осталось немного. Пытаться делать выручку на минеральной воде и хлебе – значит работать впустую, признаются вчерашние бизнесмены. После вступления в силу «пивного запрета» началась массовая распродажа ненужных металлических конструкций.

«Нет, конечно, не нужны совершенно. Раз государство переходит на стационарные магазины — уже всё, отказывается от этих маленьких торговых точек, то всё!», — восклицает владелица торгового павильона Светлана.

А вот жильцы спальных районов (именно там и устанавливали киоски чаще всего) признаются: новый закон пришелся по душе. Ночью тихо, днем пивная тара под ногами не валяется. А за продуктами первой необходимости они всё равно ходят в стационарные магазины. «Правильно — меньше алкоголиков будет валяться везде. Вообще эти киоски в доступности от жилья находятся, молодежь спивается», — говорит Ольга Кушнарева.

Пивных алкоголиков среди подрастающего поколения сегодня немало. Ежегодно специалистам областного наркодиспансера приходится выводить из нетрезвого состояния не менее 300 подростков. Среди малолетних есть даже постоянные клиенты.

«В магазине, согласитесь, труднее купить спиртные напитки, в том числе и пиво несовершеннолетним, чем в киоске. Особенно в ночное время. Поэтому сам процесс ограничения продажи в киосках имеет очень большое значение в первую очередь для несовершеннолетних», — считает главный врач амурского областного наркологического диспансера Лидия Рыбальченко.

Пивную революцию в Приамурье уже переживали – полгода назад. Тогда постановлением губернатора области под запрет попали магазины, которые находятся в жилых домах и разливают пенный напиток. На территории региона было около 250 таких точек. Сегодня не намного меньше. Предпринимательская находчивость пока превосходит депутатскую предусмотрительность.

«Добавили себе столики, оборудовали места общественного пользования для мытья рук, туалеты для посетителей – и работают, продают пиво. Переделали торговые точки в точки общественного питания, и теперь сохраняют за собой право продавать данный вид продукции по своему режиму работы», — поясняет начальник отдела министерства внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области Ольга Гноевенко.

Такой возможности не имеют даже отдельно стоящие торговые центры. Алкогольную продукцию там продают лишь до 11 вечера. Тем, кому закон не писан, придется раскошелиться. Предусмотрены штрафы до 50 тысяч рублей.

Кстати, многие владельцы киосков и павильонов отказываться от прибыльного бизнеса пока не готовы. И уверяют: в маленьких населенных пунктах активно торгуют «из-под полы». Более продвинутые предприниматели усиленно постигают юридические тонкости и пытаются обойти очередной закон. Ведь опыт уже есть.