Амурчанам пока придётся смириться с отменой пригородных поездов

Железнодорожники, отменившие большинство пригородных поездов, стоят на своём и не идут на компромисс с областными властями. По расчётам компании-перевозчика «Экспресс Приморья», регион должен за год просубсидировать убыточные маршруты на 300 миллионов рублей. Амурское же правительство считает эту сумму необоснованной и предлагает жителям области ездить на автобусах.

На Благовещенском вокзале пустынно, а поезда стоят. Это временно, но такая ситуация может сложиться на многих станциях области уже к 1 июня этого года, когда отменят 12 пригородных поездов из 18. К этому времени работы лишатся более 300 амурских железнодорожников. Уже сейчас некоторым вручили уведомления.

Начальник вокзала с энтузиазмом собирает подписи. К акции ЗабЖД «Сохраним поезд» за 2 дня присоединились более полутысячи амурчан. Альбина Николаевна хотела купить билет до Белогорска – не знала, что этого маршрута уже не существует.

«Я с братом разговаривала. Они в Среднебелой подсаживаются, и мы едем в Белогорск родственников проведать. Он говорит, что в автобус мы уже не сядем, потому что туда автобусы уже приезжают полные», — говорит жительница Благовещенска Альбина Попова.

Областные власти заверяют, что ситуация вскоре изменится. Уже сейчас кроме прямых рейсов на линии «Благовещенск-Белогорск» запустили дополнительные – автобус четыре раза в день заходит в сёла. В Приамурье 33 населённых пункта, откуда уехать можно только поездом. В заложниках около тысячи амурчан.

В региональном Минтрансе говорят, что трассы отремонтируют за счёт дорожного фонда. На покупку автобусов направят для начала 4 миллиона рублей, затем ещё выделят средства. Железнодорожники просят компенсировать 300 миллионов рублей в год.

«Неприкрытый шантаж. Поднимая массы людей, говоря о том, что правительство не хочет. Никто не говорит о том, что не хочет – должен быть диалог. Они считают свои деньги, а почему правительство не должно считать? 300 миллионов, 400 миллионов. На будущий год они нам принесут 600? Мы так и будем прирастать каждый год, и будем им платить что ли?» — возмущается министр транспорта и дорожного хозяйства Амурской области Сергей Садовников.

Такая ситуация возникла после реформы РЖД. Акционерное общество передало нерентабельные пассажирские перевозки своей дочерней компании «Экспресс Приморья». Теперь она арендует у РЖД подвижной состав.

«Убытки покрывались грузовыми перевозками. Затем изменилось законодательство и пригородными пассажироперевозками стали заниматься компании. Это отдельная организация, она имеет свой баланс. И законодательство предусмотрело, что тарифы грузовых перевозок не будут предусматривать компенсацию убытков пригородных», — поясняет заместитель главного инженера Забайкальской железной дороги Анатолий Быканов.

По федеральному закону «О железнодорожном транспорте», теперь разницу между тарифом и себестоимостью компании «Экспресс Приморья» должен возмещать бюджет Амурской области. Как подсчитали железнодорожники, это 56 рублей из 80 за 10 километров пути каждого пассажира.

Но в областном правительстве выяснили, что в тарифе, экономически обоснованном РЖД, собственные расходы «Экспресс Приморья» составляют лишь 25 %. Остальное – та самая аренда акционерному обществу за использование инфраструктуры. Цифра рассчитывается с помощью некой ставки.

«Расшифровки этой самой ставки нет. Мы не можем посмотреть, что там внутри. Из чего эта ставка сложилась, действительно ли туда включены все экономически обоснованные расходы, которые подлежат включению в состав расходов регулируемой организации, мы не можем», — говорит начальник управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области Ольга Личман.

Областные власти утверждают, что готовы к компромиссу, как только методики расчётов «РЖД» станут прозрачней. А пока Олег Кожемяко направил официальное обращение руководителю акционерного общества с просьбой расшифровать расходы. До полной отмены пригородных поездов осталось 3 месяца.