Первые километры асфальта на трассе М-56 «Лена» планируют уложить весной

Реконструкция одной из самых сложных и опасных российских автодорог — федеральной трассы М-56 «Лена» продолжается на севере Приамурья. Меньше чем за год только одному подрядчику удалось перекопать и уложить свыше 2-х миллионов кубометров грунта, а в ближайшее время дорожники приступят к завершающим работам на нескольких участках трассы. В чем особенность прокладки транспортных артерий в условиях вечной мерзлоты, узнал наш корреспондент.

Еще год назад в этом месте было множество серпантинов разной степени опасности, теперь же на 30-тикилометровом участке Амуро-Якутской магистрали неподалеку от Тынды ездить намного комфортней: плавные уклоны и укреплённое полотно вместо рытвин и наледей, которые испещрили АЯМ почти за сотню лет существования. Ведь именно здесь ранее пролегал караванный путь, когда верблюдами якутское золото везли в амурские земли. Теперь по нему доставляют грузы уже другого назначения — фрукты и стройматериалы, преимущественно с юга Приамурья.

«8 лет ездим — дорога сейчас нормальная. Раньше плохая была — мы за неделю ехали Благовещенск-Якутия, я сейчас за 2 суток едем», — говорит Халим Ёров, водитель (Благовещенск).

По словам специалистов «Бамстроймеханизации», реконструкция АЯМа вполне может войти в историю, как по сложности, так и по объемам — для возведения только одной насыпи высотой в 19 метров потребовалось завести миллион кубометров грунта. А что касается самих работ — людям часто приходится подстраиваться под природу. Дело в том, что в условиях вечной мерзлоты в земле имеется большое количество так называемых ледовых линз, которые, соприкасаясь с воздухом, сразу же начинают таять и тогда никакими техническими средствами от просадки дороги уже не защититься.

«Принято решение не трогать, не нарушать вечномерзлые грунты, отсыпку произвести скальными грунтами. То есть охладить, заморозить насыпь, чтобы мерзлота вошла в тело насыпи, и исключить в дальнейшем большие просадки, — поясняет главный инженер подрядной организации Валерий Медведев. — В настоящий момент морозов не было, ждем морозы до 40-50 градусов. Проектами даже предусмотрено вхождение мерзлоты в тело насыпи порядка 2-3-х метров».

Кстати, проект для реконструкции этого участки «федералки» оказался еще и экологичным — на всем протяжении работ не было сделано ни одного карьера — грунт дорожники берут из специальной выемки.

Уже в феврале на этом месте появится уникальный транспортный коридор протяженностью в 2 км и глубиной в 34 метра. По словам строителей, аналогов такой выемки на ДВ еще не было, ведь протекающие под грунтом ручьи впервые будут укрыты специальным материалом, чтобы не было зимой наледей. Пока же, чтобы до этих ручьев добраться, необходимо взорвать вглубь еще, как минимум, порядка 10 метров скалы.

Ну, а чтобы множество открытых ключей и ручейков, которые в половодье превращаются в настоящие реки, не смыли дорогу как прошлым летом на трассе Тыгда- Зея, на одном из участков в самое основание укладывают две трубы диаметром 6,5 метров. Чтобы были понятны масштабы, скажем, что каждая весит 140 тонн — примерно столько же, сколько и синий кит.

«Конечно, она рассчитана на землетрясения, какие-то толчки. Естественно, грунт уплотняется. У нас тут и грейдера, и катки уплотняют все это. А рассчитана труба примерно на 200 лет», — говорит монтажник Аркадий Кокорин.

Пока реконструируемая магистраль проходит обкатку и усадку, но уже весной здесь планируют уложить первые километры асфальта. Сдать под ключ полностью все 30 тысяч метров новой трассы должны в 2015-м.