Широка страна моя родная. Телемарафон: прямая трансляция

Юбилейный сезон в Амурском драматическом театре продолжит премьера

В областном театре драмы идут последние репетиции спектакля «Семейный портрет с дензнаками». Премьера завтра — 28 февраля. Комедийная постановка по пьесе сибирского драматурга Степана Лобозёрова – одна из новинок юбилейного сезона. Амурскому драматическому исполнилось 130 лет.

Первые любительские спектакли показывали ещё в 1860 году: «Дочь станционного смотрителя» и «Много шума из-за пустяков». Тогда своих помещений не было, аренда обходилась дорого – 3,5 тысячи в год. В декабре 1883 года, после удачной постановки «Ревизора», Общественное собрание решило обзавестись собственным зданием с большой театральной залой, грим-уборными и очень хорошей акустикой. Его построили всем миром к 1889 году.

Своей труппы не было, артисты были заезжими. И именно акустика завлекала их. «Они говорили, что очень приятно выступать здесь. Хоть и холодно – годы такие тяжёлые были. Однако зритель очень хорошо воспринимал, и в то же время очень интересный вид самого театра, внутренний вид. Удобно было находиться там. Удобная сцена», — рассказывает хранитель фондов Амурского областного краеведческого музея Наталья Берестенко.

Примерно в 1911 году была организована первая постоянная труппа актёром Кумельским. Показывали в основном драмы, позже и революционные спектакли. Пробовали ставить даже «Шекспира».

В областном краеведческом музее сохранились первые программки, которые изготавливались из ткани. «Вот эта представлена 25 января 1898 года, — показывает Наталья Берестенко. – «Цветы просвещения», «Много шума из-за пустяков». То есть две такие пьески в один вечер можно было поставить».

Областным театр стал в конце 20-х. Внешний облик стал менять ближе к середине прошлого столетия – добавились колонны. Репертуар всегда был разнообразным. Неизменно делают ставку на классику. Правда, раньше сезон открывался осенью, а закрывался на Масленицу.

Интеллигенция могла посещать один и тот же спектакль хоть каждый день. Представление длилось с утра до вечера. Дамы приходили продемонстрировать свои наряды или показать дочерей-невест. «Приезжали, завтракали в театре – в ложах, затем смотрели спектакль – драму и трагедию, после этого обедали, и приезжали экипажи, уезжали семейные взрослые женщины с детьми. И оставались мужчины, могли себе позволить не только комедию, но и водевиль с канканом», — рассказывает заведующая литературно-драматической частью Амурского областного театра драмы Нина Дьякова.

Среди современных зрителей тоже немало тех, для кого это особое событие – поход в театр. Они тщательно готовятся к нему – подбирают гардероб, причёску. Преданные зрители есть и среди своих. Например, водитель Юрий Таранюк за 30 лет пересмотрел все спектакли. И даже даёт советы артистам.

«Когда приехали в село, я тоже смотрел, и мне показалось, что одну сцену можно сделать по-другому. И я актёру Косте Кучикину подсказал. Ну, она его вроде как поцеловала, а губнушки-то не видно. Я говорю, надо, чтоб естественно было. Вот так и получилось, маленько прислушиваются», — говорит водитель-театрал Юрий Таранюк.

130-й сезон театр продолжает очередной премьерой – «Семейный портрет с дензнаками». О чём она – лучше, конечно, увидеть воочию. В бутафорской мастерской раскрывают секрет: для реквизита в типографии были отпечатаны сторублевые купюры – десятки пачек. А денежные «куклы» уже на месте изготавливает всего один человек несколько дней.

«Вот та денежка, которая с типографии пришла, и настоящая сторублевка, — показывает художник-бутафор Амурского областного театра драмы Снежана Иванова. – Они отличаются, конечно. Здесь у нас «Амурский театр драмы», «Сто ролей». Логотип, естественно, изменили, потому что по закону нельзя – фальшивомонетничество. Всякое бывает. Спектакль «Лес» запомнится навсегда, потому что там такие декорации были: пни, деревья, связки брёвен. Там, конечно, такая матёрая работа была».

Все трудятся в связке. Прежде чем зритель видит конечный результат, проводится колоссальная подготовка. И лучшей наградой для всех, кто работает над спектаклями, остаются аплодисменты ценителей искусства.