На охрану Госграницы в Благовещенске заступил первый сторожевой корабль

Сегодня на охрану Госграницы в Благовещенске заступил первый сторожевой корабль. Открыли навигацию торжественно, с традиционными военно-морскими ритуалами.

Воинское приветствие, гимн, поздравительные речи и главное – приказ выступить на охрану государственной границы. Открытию навигации не рад был разве что поросёнок, которого по традиции зажарили для первого выходящего на боевое дежурство экипажа.

Граница круглый год под наблюдением. Но лето – сезон особый. В прошлом году, к примеру, за этот период были задержаны 20 нарушителей. Кстати, значительно больше, чем зимой. «В большинстве своём моряки задерживают нарушителей госграницы в летний период, — рассказывает начальник пограничного управления ФСБ России по Амурской области Иван Краснощеков. – Пограничники сухопутные только потом уже выполняют роль дознания и проведения следственных мероприятий».

Всю зиму моряки тратят на то, чтобы перепроверить и привести в идеальное состояние свои корабли. И технически, и внешне: что-то отремонтировать, где-то подкрасить. Официально навигация начнётся только 7 мая, но для пограничников нет ни сроков, ни дат. Как только лёд сходит с реки, они сразу выходят на охрану границы. И первый пост, который корабль занимает каждый год, – это стык Зеи и Амура.

У опытных моряков всё под контролем. К примеру, сейчас корабль вроде бы вот-вот сядет на мель – идёт буквально в метре от берега. На самом деле, именно здесь фарватер – судоходный путь и, собственно, государственная граница. Даже волнение реки пограничники точно определяют на глаз.

«Внешне моряки могут определить волнение реки по высоте волны и барашкам, которые образуются на гребне волны. В частности, сейчас на отдельных гребнях образуется пена барашков. Это означает, что волнение моря составляет 1-2 балла. Как только с гребня барашки начинают срываться, это означает, что волнение моря усилилось до 3 баллов», — поясняет сотрудник Пограничного управления ФСБ России по Амурской области Павел Терехов.

Территория ответственности огромная – более тысячи километров. И, конечно, дежурит здесь не один корабль. У каждого свой пост. Вахта может длиться и неделю, и месяц. Никаких увольнительных на берег. В дозоре – круглосуточно.

«Приходилось на данном месте задерживать нарушителей госграницы. Это маломерные суда в основном в летний период. Отдыхающие мало знают участок, в основном всё это по ошибке – теряют ориентировку, река большая, обширная», — говорит командир корабля Сергей Ткаченко.

Обычно навигация длится около 5 месяцев. Конкретные сроки зависят не только от приказов командования, но и от небесной канцелярии. До холодов каждый сторожевой корабль сменит точку дежурства не раз и не два. А вот как часто удастся навещать родных, пограничники сказать не берутся.