В Приамурье планируют ужесточить ответственность для перевозчиков-нелегалов

Их сложно привлечь по закону, даже если нарушения налицо. Засилье нелегальных пассажироперевозчиков заставляет добросовестных предпринимателей подсчитывать убытки, а надзорные органы – искать новые пути воздействия на «водителей с большой дороги».

Владимир Замуруев уже 10 лет занимается пассажирскими перевозками из Благовещенска до Талакана и Свободного. Как положено, делает пенсионные отчисления и налоговые – только в 2013-м сумма составила более полумиллиона. За последний год, говорит, клиентов убавилось вдвое. Их перехватывают нелегальные конкуренты.

«Полностью дублируют нас, только у них нет привязки к расписанию. Он становится за 5-10 минут передо мной и едет, всё-всё-всё выгребает. Если бы этих «товарищей» не было, я запустил бы еще два автобуса. Я посчитал – в районе миллиона в год выдавал бы», — говорит индивидуальный предприниматель.

Между тем в мае Владимир Замуруев был сам оштрафован на крупную сумму – не застраховал ответственность за жизнь, здоровье и имущество пассажиров. Признается – от суда ему никуда не деться. А вот нелегалам закон не писан. О пробелах в нем говорят и в надзорных органах. По правилам, перевозчик должен пройти государственную регистрацию в качестве ИП или ООО. Если в транспортном средстве больше 8 посадочных мест, то нужна лицензия, если меньше – то разрешение. Путевой лист требуется в том случае, если водитель осуществляет перевозку по найму юридического лица.

«Осуществление перевозок пассажиров и грузов возможно только юридическими лицами и предпринимателями. Гражданин такую перевозку осуществлять не может», — комментирует старший инспектор управления ГИБДД по Амурской области Константин Пытиков.

И в реальности получается, что недобросовестный перевозчик может либо вовсе оказаться чистым перед законом, либо отделаться мелкими штрафами, размеры которых порой парадоксальны.

«Водитель транспортного средства, имеющий лицензию, но не имеющий ее при себе, подвергается административному штрафу в размере 5 тысяч рублей. Водитель, не имеющий лицензии, – штраф до 2 тысяч. А если он не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя – от 1,5 до 2 тысяч», — поясняет старший инспектор отдела организации применения административного законодательства УМВД по Амурской области Анастасия Савенко.

Сейчас оформлять лицензию нужно только тем, кто осуществляет перевозки по регулярным маршрутам. По данным Госавтодорнадзора, в этом году были оштрафованы только два нерадивых транспортника – на 100 тысяч. Раньше документ требовался и при рейсах по заказу.

«Если перевозчик не по маршруту идет, а ему заказывают пассажиры перевозку, он заключает договор фрахтования и везет их. Конечно, с точки зрения регулярного маршрутного перевозчика это беззаконие, потому что он теряет пассажиров, которые могли бы у него ехать. Но с точки зрения закона здесь нарушений нет», — поясняет врио заместителя начальника управления Госавтодорнадзора по Амурской области Денис Будкин.

Другой вопрос – заключается ли такой договор. Если нет – минус 50 тысяч рублей. Чтобы привлечь нелегалов к ответственности, к тому же нужны свидетели. Как правило, их найти сложно. Действует простая схема – водителю платят, пассажира перевозят.

«Я думаю, что в ближайшее время будет рассмотрен проект о внесении изменений в административный кодекс в части привлечения к ответственности тех, кто осуществляет нелегальные перевозки. Кроме того, мы подготовили предложение о возврате к лицензированию пассажирских перевозок», — говорит министр транспорта и дорожного хозяйства Амурской области Сергей Садовников.

Законодательная база явно должна быть урегулирована. Возможно, тогда заработала бы другая схема – когда выгоднее регистрироваться в качестве предпринимателей, чем нагло «бомбить». Главное, что легальный перевозчик даёт пассажиру гарантию безопасности.