Продолжается подготовка к разработке Чаяндинского месторождения в Якутии

Крепкие российские морозы не помеха реализации грандиозного проекта «Сила Сибири». Как раз наоборот: сейчас по устоявшимся трассам в отлаженном ритме идет переброска грузов через всю страну – для обустройства Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения в Якутии.

В Усть-Куте на Осетровском ЛПК базируется техника и грузы, которые впоследствии отправятся для разработки и обустройства Чаяндинского месторождения. Из-за отсутствия железных дорог в Якутии грузы приходится отправлять из Иркутской области. Причем в теплое время года по реке, а в зимнее время года – по так называемым зимникам.

Доставкой грузов до Чаянды занимаются сразу несколько организаций. В теплый сезон основная нагрузка легла на Осетровский речной порт. При содействии «Газпром добыча Ноябрьск» и «Газпром трансгаз Томск» территория гавани была оборудована под нужды специальных грузоперевозок. В первую очередь были расширены площадки для хранения труб и габаритных железобетонных изделий, необходимых для реализации проекта Восточной газовой программы. Из Осетровского порта для газопровода перевезли почти 50 тысяч тонн различных материалов и конструкций. Когда крупнейшая водная артерия Якутии Лена «встала», речники занялись оптимизацией под дальнейшие поставки.

«Сейчас обсуждаются разные объемы поставок – от 600 тысяч тонн до миллиона, для накопления и перевозки в межнавигационный период и навигацию 2015 года. Планы будут уточняться, но мы готовы», — уверяет председатель совета директоров ОАО «Осетровский речной порт» Аркадий Лавров.

Сейчас в Усть-Куте находится часть техники, которая будет использоваться для добычи грунта, который необходим для прокладки дороги, ведущей к Чаяндинскому месторождению. До завершения контракта подрядчику необходимо извлечь 4,5 миллиона кубических метров породы. Между тем по реке в Ленск уже перевезено порядка 600 тонн буровых труб и фонтанной арматуры. Для отправки автотехники ждали обустройства зимника. На Чаянду доставят несколько буровых установок, отправят грузовики и бензовоз. Перевозка тяжелой техники по зимнику – довольно сложная задача, ее поручили самым опытным водителям. Такая осторожность вполне оправдана.

Расстояние от Усть-Кута до Чаяндинского месторождения довольно невелико, что-то около 1000 километров. При нормальных условиях водитель грузовика может преодолеть такой путь примерно за 12-14 часов. Однако при условиях передвижения по зимнику, где скорость движения ограничена 20 км/ч и довольно-таки сложные природные условия, такая дорога может занять до четырех суток.

Знающие свое дело механики начали готовить технику к большому пути еще летом – чтобы выехать на Чаянду буквально с открытием зимника. Несмотря на это, перед самой поездкой все машины вновь тщательно осматриваются. Ведь любая мелочь, которую не доглядишь сейчас, потом может привести к срыву поставки. Кроме того, надежная машина – залог безопасности самого водителя.

«На зимнике только на себя и на ребят надежда. Технику готовим загодя. Помогают запчастями и заказчики, и свои. Семь лет работаю в этой организации. Это уже не первый зимник, поэтому знаем, как, что, откуда», — рассказал водитель Марат Нигматуллин.

Открытие зимней дороги от Усть-Кута до Чаянды – это начало большой операции по переброске сил подрядных организаций к месторождению, которое уже в ближайшие годы должно обеспечить экономический прорыв Дальнего Востока и, конечно, Восточной Сибири.

Первый участок газотранспортной системы «Сила Сибири», до Благовещенска, планируется ввести в эксплуатацию в 2018 году. И это не только экспортный проект. Благодаря сотрудничеству с азиатскими партнерами будет газифицирован и Дальний Восток России.