Как в Приамурье обеспечивают безопасность пассажироперевозок

Недавняя трагедия в Хабаровском крае, когда при лобовом столкновении пассажирских автобусов погибли 15 человек и десятки были травмированы, повлекла за собой серию проверок в сфере пассажироперевозок и ряд изменений в законодательстве. Поправки должны снизить аварийность и смертность на российских дорогах. Насколько безопасно пользоваться междугородними и муниципальными маршрутами в Амурской области, узнавал корреспондент ГТРК «Амур».

Ежедневно миллионы людей доверяют водителям автобусов не только свое время, но и жизнь. Страшное ДТП в Хабаровском крае показало, что не все способны выдержать подобное испытание. Разбирательства еще идут, но предварительный вывод экспертов очевиден: вероятно, причиной всего этого ужаса стало превышение скорости. Водитель, выехавший на встречную полосу, арестован. Да и предприятию, которому принадлежит роковая машина, спокойной жизни уже не будет.

Весть о трагедии потрясла и амурчан. От имени жителей области соболезнования родным и близким погибших выразил исполняющий обязанности губернатора. И главный вопрос остается открытым — как не допустить повторения случившегося.

Амурские перевозчики уверяют: если вы пользуетесь услугами легальных предприятий — опасаться нечего. Выход каждого водителя на маршрут — это целый ритуал. Один только медицинский кабинет необходимо посещать несколько раз в день.

«Допуск у нас проводится каждый день с утра, потом вторая смена с обеда начинается и вечерний послерейсовый допуск. Водитель приходит, мы у него уточняем состояние, как он себя чувствует, продолжительность сна», — рассказывает фельдшер МП «Автоколонна 1275» Анна Никольская.

Чуть скакнуло давление, разболелась голова или даже намек на запах перегара — и за руль шофера не пустят. Второй этап — обязательный техосмотр автобуса.

«Нет каких-то узлов важных, неважных, должно проверяться и проверяется все. Все узлы, начиная от дворников, кончая течью масла. То есть и двигатель тут, и электрооборудование», — утверждает начальник отдела технического контроля МП «Автоколонна 1275» Игорь Чебыкин.

Разумеется, даже с учетом всех предосторожностей на трассе все зависит от водителя, его опыта и внимательности. Законный работодатель всегда следит за тем, чтобы его сотрудники повышали мастерство, для этого регулярно проводятся курсы и сдаются экзамены.

«Водители, которые работают без аварий, естественно, получают классность. После получения классности у них увеличивается заработная плата. У нас все водители первого класса имеют награды», — рассказывает директор МП «Автоколонна 1275» Сергей Яценко.

У индивидуальных предпринимателей, которые работают по лицензии, требования не менее жесткие. Каждый маршрут задокументирован, на схемах отмечены опасные места, для водителей проводятся ежедневные инструктажи, автобусы оснащены всем необходимым оборудованием.

«Когда водители проходят перед рейсом, говорят пассажирам пристегнуть ремни, в процессе движения некоторые люди расстегивают ремни. Хотя это тоже очень важно, любая ситуация может быть на дорогах», — говорит индивидуальный предприниматель Александр Чернов.

По данным регионального Минтрансстроя, на территории Приамурья действуют более 400 автобусных маршрутов, общая протяженность которых превышает половину экватора. Кроме того, 2 линии носят статус межсубъектных, они связывают Благовещенск с Читой и Хабаровском. В минувшем году автотранспортом были перевезены 56 миллионов пассажиров, а с начала нынешнего — уже более 30 миллионов.

Помимо профильного министерства за безопасностью пассажироперевозок следит целый ряд ведомств, включая ГИБДД и ФНС. Однако искоренить незаконные рейсы еще не удалось. Нелегалы в погоне за прибылью игнорируют все требования надзорных органов. Некоторых все же «выводят из сумрака»: на легальную основу ведения бизнеса недавно перешли 5 перевозчиков. Тех же, кто не идет на сотрудничество, ждут радикальные меры.

«Мы смогли объединить усилия с мировыми судьями. Мировые судьи сегодня на нашей стороне, они принимают и репрессивные меры в отношении нелегальных перевозчиков, в том числе, имеют место факты изъятия транспортного средства, как источника дохода», — говорит министр транспорта и строительства Амурской области Сергей Садовников.

И самое главное: нередко мы слишком беспечны и не задумываемся, кому доверяемся. Ведь не было бы у нелегальных перевозчиков клиентов, не существовало бы и теневого бизнеса. А отправляясь в дальний путь, жизненно важно не забывать, что ремни безопасности придуманы не просто так. К сожалению, большинство правил поведения на дороге написаны кровью.