Первый разъезд БАМа-2 планируют сдать в конце 2015 года

Масштабная стройка после почти 40-летнего перерыва. В области продолжается возведение второй очереди БАМа. Напомним, старт работам год назад дал Президент страны. По проекту только на одном участке предстоит возвести почти 20 разъездов и перегонов, расширить несколько станций и создать порядка тысячи рабочих мест.

С БАМа старого на БАМ новый. В то, что эта стройка когда-нибудь возобновится, кажется, не верил никто. Но сейчас грунт и техника идут вдоль уже действующей магистрали, а иногда даже по ней.

Чтобы разгрузить более полусотни таких платформ в сжатые сроки, требуется недюжинная сноровка: по этому участку проходит до трех составов в час, поэтому время строительных работ строго ограничено. И рабочие должны по-максимуму использовать каждую свободную минуту.

«Проблема — уложиться в «окна», которые нам предоставляет РЖД, протяженностью не более двух часов. За это время нужно произвести разгрузку думпкарных вертушек — на сегодняшнее время успеваем», — говорит прораб Сергей Бойко.

На генподряде — та же самая компания, которая 40 лет назад и начинала работу на стройке века. Теперь она вместе со строительством БАМа-2 делает еще и капремонт его первой очереди. За десятки лет вечная мерзлота начала таять и серьезно подточила некогда великую магистраль.

«В настоящее время производятся работы по сооружению охлаждающих ферм и насыпей, что позволит стабилизировать существующую насыпь и увеличить пропускную способность подвижного состава. Раньше приходилось ставить ограничения по скоростному режиму из-за разрушения земляного полотна», — говорит заместитель генерального директора ОАО «Бамстроймеханизация» Юрий Поляков.

Чтобы полотно не разрушалось, здесь используют специальный грунт — последняя находка геологов. Как говорят строители, такой сможет выдержать минимум 200 циклов оттайки — т.е. 200 лет. Чтобы сохранить вентиляцию воздуха, тонны камней по 35-50 см раскладывают по несколько штук экскаваторами.

«Делаем ковши — обыкновенные стандартные ковши, прорезаем в них дыры, и стоит экскаватор, после взрыва просеивает. Мелкий грунт, который проваливается в эти дыры, оставляем в карьере, а сюда грузим такую фракцию», — поясняет прораб Сергей Егоров.

Есть здесь и современные технологии, которые позволяют подружиться даже с суровой вечной мерзлотой. На 2 метра скального грунта строители кладут дорнит, сверху — еще примерно полметра грунта. Материал будет выполнять защитную функцию, не давая таким образом растаять вечной мерзлоте даже в сорокоградусную жару.

Не забыли на Дальнем Востоке и о подготовке кадров. Пока дорогу строят, в Тынде уже год работает специальный учебный центр, способный выпустить до 1,5 тысяч железнодорожников в год.

«Когда все построим, будет дефицит порядка 800 человек на всю дорогу, и на нашем регионе — порядка 250-300 человек. Приходится дополнительно работать со школами, институтами, с населением по этому вопросу, чтобы принять на работу достаточное количество людей», — говорит заместитель главного инженера ДВЖД Александр Бугера.

По примерным подсчетам, даже при средней длине новых разъездов в 3 километра пропускная способность БАМа вырастет в несколько раз. При этом, отмечают строители, даже имеющиеся проекты можно улучшить — были бы средства. Кстати, первый объект — разъезд Московский Комсомолец — под ключ намерены сдать уже к концу года.