Радиоактивную контрабанду сегодня искали Благовещенской таможне. Там прошли российско-китайские учения «Барьер-2015». Специалисты двух стран показали, насколько они готовы предотвратить ввоз опасных для жизни грузов.
Внутри автомобиля, который прибыл из Китая, — источник повышенного радиоактивного излучения. Как можно быстрее с помощью специального прибора необходимо определить его интенсивность и возможную опасность для жизни. За всеми действиями во время учений следят китайские таможенники, а также делегации из Москвы, Владивостока, Новосибирска и Петербурга.
Условно был обнаружен источник ионизирующего излучения – превышение естественного фона более чем на 6,5 единиц в час. При таких показателях находиться рядом с автомобилем небезопасно. Тщательный досмотр далее проводится в изолированном боксе, обязательна спецзащита.
«Излучение – это та же радиоактивная пыль, которая может только при вдыхании попасть в лёгкие, а это уже никак не выводится. Костюм служит для того, чтобы избежать поверхностного загрязнения альфа и бета. Он защищает. Состоит из обуви резиновой, сам халат, который плотно закрывается, перчатки, респиратор», — поясняет старший государственный таможенный инспектор Благовещенской таможни Сергей Михайлов.
Ториевый песок, обнаруженный в этот раз, особой опасности не представляет. Но он входит в состав веществ, на которые реагирует спецаппаратура, установленная на всех пунктах пропуска через границу.
На Благовещенской таможне «Янтари» были установлены в 2000 году по российско-американскому соглашению. Аппаратура стоимостью более 2 миллионов рублей может обнаружить любой источник радиоактивного излучения, даже если он размером со спичечную головку.
На пассажирском пункте пропуска датчик чётко сработает даже при большом потоке людей. Установить источник угрозы помогают и камеры слежения. Опасные грузы в Благовещенске редкость, уверяют таможенники. В основном это несертифицированные стройматериалы или украшения. За 5 лет зафиксировано 12 возвратов. В частности, обратно в Китай предписано было отправить кулоны и браслеты, в составе которых обнаружили торий.
«Как правило, возвращающиеся предметы – мы не знаем их дальнейшую судьбу. Могут быть сброшены где-то в Амур или так далее. То есть до китайской стороны не дошли. А сейчас мы хотим, что китайская сторона будет убеждаться (если мы ей что-то отправляем), что они это получили назад. Потому что ответственность на возврате, ответственность лежит на перевозчике», — главный государственный таможенный инспектор Благовещенской таможни Александр Леонов.
Учения «Барьер» впервые проводились 2 года назад. Причём с географически далёкими от нас финнами. Пришла пора наладить ещё более тесное взаимодействие и с китайскими таможенниками и пограничниками.