Новоселья на этой неделе начнут отмечать семьи, которые из-за пожаров остались без жилья и имущества в майские праздники. Документы на приобретение домов получили большинство пострадавших. В районах, где случились ЧП, объявлен сбор вещей и мебели для нуждающихся. Наш корреспондент увидел, как готовятся к переезду жители Заречной Слободы.
Две недели прошло, а глаза до сих пор на мокром месте, признается Наталья Владимировна. Рассказывает: после пожара из личных вещей остались документы, кофта да тапки. В баулах — то, что принесли неравнодушные люди. Еще немного и семья Кругликовых переедет в новое жилье. Старое, что в 15 километрах от города Зея, практически стерто с лица земли. На пепелище — печь да расплавленная огнем бытовая техника. А ведь дом был застрахован от пожара, говорит пенсионерка, но действие полиса закончилось за пять дней до трагедии.
«Муж схватил телевизор, дочь — ноутбук, я — вещи, три вешалки. Там одни вешалки остались и телевизор, потому что мы бросили уже там, потому что нам звонят все: «уходите, уходите». Еще несколько минут, и мы бы тут остались. Пал шел по берегу, и мы спустились туда и шли уже по воде», — рассказывает Наталья Кругликова.
За какие-то пару часов в Заречной Слободе улица Набережная выгорела до головёшек. Огненная стихия, подгоняемая шквалистым ветром, выжгла дотла 12 домов, оставив без крыши над головой почти 30 человек. То, что обошлось без жертв — чудо, говорят очевидцы. Против верхового пала не пойдешь, тем более с ведрами.
«Остановить это было нереально. Видите сами, как 20-метровые сосны обгорели до макушек — с такой силой все горело. Лесные массивы подступают к дороге и жилым домам. Это старая часть Заречной слободы, особенно улица Набережная», — говорит глава Сосновоборского сельсовета Николай Ельчин.
Часть зареченцев поселили в пункте временного размещения. Другие семьи отправились к родственникам, с надеждой на помощь властей. Многим пришлось восстанавливать документы, в первую очередь паспорта и свидетельства о рождении.
«Были у нас проблемные семьи, которым надо было признавать факт проживания в этих домах через суд. Все документы, все обращения исковые в суд были подготовлены и направлены юридическим отделом администрации района», — говорит глава Зейского района Андрей Ложечкин.
На поиск и оформление квартир для погорельцев власти региона дали две недели. Из областного резервного фонда выделили 32 миллиона рублей. На рынке недвижимости Зейского района уже давно застой, поэтому подходящего жилья оказалось достаточно.
Частный дом почти в 70 «квадратов» с огородом и всеми удобствами покорил чету Кругликовых с первого взгляда. Правда, новое жилье семья выбирала уже не в родном селе, а в райцентре.
В Заречной Слободе сейчас решается вопрос, что делать с лесом, по которому 10 мая прошлась огненная стихия. Лесополосу необходимо выпиливать до самой трассы. Хвойные деревья высотой в 15 метров, которые раньше защищали населенный пункт от дорожной пыли, сегодня представляют двойную опасность. Подгоревшие у основания сосны могут рухнуть на землю даже при небольшом ветре. Да и пожароопасный сезон не закрыт, а гореть здесь есть и чему, и кому.
Семья Козицких строить новый дом решилась на месте старого. Остов из бруса хотят поставить к следующему лету. Пока же пенсионеры живут в вагончике и не отчаиваются, надеются перебраться во времянку, которую нужно отремонтировать.
«Половые лаги уже сделаны, потом постелют оргалит, потом линолеум, потом потолок подошьют, потом стены. Зимовать можно — дом брусцовый. Поставим кухонный очаг посередке, и потихоньку будем печку топить», — говорит пострадавшая от пожара Нина Козицкая.
Свидетельство на жилье уже имеют 15 пострадавших от огня семей из 19. В их числе жители Малиновки Бурейского района и Шимановска, которые также лишились крова в первые числа мая. Помочь остальным временно бездомным власти обещают до конца недели.