В Селемджинский район прибыл еще один отряд спасателей. В Февральск специалистов доставил вертолёт. С его же помощью эвакуировали людей, застрявших в изолированных из-за большой воды населённых пунктах. Гребень паводка встретили уже в Норске, в расположенных выше по течению поселениях уровень реки немного снижается. Но стабильной ситуацию назвать пока рано.
Селемджа неоднократно испытывала жителей одноименного района на прочность — но чтобы до такой степени, не припомнят даже старожилы. Река и ее притоки переполнены. Сильнее всех от стихии досталось Быссе. Небольшой посёлок практически полностью в воде. Из 39 домов затоплены 38. Лодка сейчас единственное средство передвижения здесь. Животных, птицу люди эвакуировали дальше, на сопку, где посуше, сами большинство отказались покидать свои дома.
Переживают люди паводок на крышах, в надежде, что вот-вот вода отступит и можно будет начать восстановительные работы. Захаровым, как и другим быссинским семьям, предстоит собрать плавающие по всей деревне части изгородей и дрова, просушить дом. А вот урожая в этом году с огорода не получить.
«Выращиваешь всё это с января! Мы на пять семей заготавливали соленья. Теперь ни картошки, ни помидоров — всё утекло», — переживает жительница Быссы Лидия Захарова.
У Быссы дежурят спасатели и полицейские, ежедневно обеспечивают отказавшихся от эвакуации людей питьевой водой и продуктами первой необходимости. «Страшного ничего нет, спасатели помогают хорошо, молодцы ребята, приехали», — говорит житель Быссы Владимир Захаров.
Помогают спасатели и жителям других поселений Селемджинского района. Укреплена группировка в Норске, где уже встретили гребень паводка. Из-за разлива реки размыло дороги: под водой почти 26 километров трасс. Весь северный муниципалитет в результате оказался отрезанным от остальной части области, нарушено сообщение и между поселками.
«Сейчас уровень воды всё ещё прибывает, идёт укрепление Первомайской улицы, обстановка находится на контроле», — сообщает первый заместитель начальника ГУ МЧС России по Амурской области Игорь Смирнов.
Из-за размытия дорог заложниками стихии стали находившиеся в пути 24 человека. Всех сначала разместили в пункте временного пребывания в Норске. Чуть позже эвакуировали вертолетом в Февральск, откуда уже поездом по БАМу люди отправились в свои населенные пункты. Из райцентра в Ивановское экипаж авиабазы доставил и детей, которые возвращались из поездки в соседний регион.
«Ездили на эвенкийский праздник в Нерюнгри, в южную Якутию. Сейчас, наконец, повезло — едем домой, спасибо МЧС. Сегодня только поездом приехали, переживали, как добираться будем», — говорит руководитель детской делегации Ивановского Елена Тимофеева.
В Февральске из-за разлива реки вода зашла на 150 приусадебных участков и в 68 домов. Здесь оперативно создали пункты временного размещения, но такая помощь не потребовалась. Уровень Селемджи здесь идет на спад. В районе уже начала работать комиссия по оценке ущерба, который нанесла стихия.
«Ущерб очень сложно возместить. В резервном фонде главы района — 700 тысяч рублей. Эти деньги мы уже тратим на питание спасателей, на питание подтопленных сёл, а также на ГСМ и другие работы. Поэтому средств для помощи всем у района не хватит. Мы будем вынуждены обратиться за помощью к Правительству Амурской области», — сообщает глава Селемджинского района Сергей Капшук.
Потребуется и внушительная сумма на восстановление дорог. Трассы начнут приводить в порядок, как только нормализуется гидрологическая обстановка. Спасатели и другие специалисты до сих пор остаются начеку: погода нестабильна и уровень Селемджи еще может колебаться.
Между тем, в целом по региону вода еще не ушла с более 400 приусадебных и дачных участков. Чтобы не допустить подтопления белогорского Острова Старица, специалисты сейчас строят дамбу на реке Томь, уровень которой, кстати, постепенно снижается. Защитные сооружения готовят и в Мазановском районе, где проходит гребень паводка.