X

Охотоведы отмечают увеличение численности лося и изюбря в амурских лесах

Ежегодная перепись животных идет сейчас на охраняемых природных территориях Приамурья. Лесники каждый день отправляются далеко в тайгу, чтобы посчитать следы местных обитателей и понять, какова популяция тех или иных зверей. В один из рейдов в Иверский заказник отправился и наш корреспондент.

«Лыжи мы берем, потому что техника может поломаться. А на лыжах гораздо проще назад вернуться по следу «Бурана», чем самому топтать. Всякое в лесу может быть, поэтому нужно побольше предугадать», — к выезду в лес Александр Решетник готовится тщательно. На снегоходе ему предстоит преодолеть километры в непроходимом лесу. Чтобы обнаружить и пересчитать следы животных, нужно забраться далеко в чащу.

Данные охотовед записывает, чтобы потом с помощью особых коэффициентов рассчитать численность тех или иных животных в заказнике. Фиксируются только свежие следы, оставленные не более суток назад.

Учет животных охотоведы ведут следующим образом: сначала они затирают старые следы. Для этого по маршруту отправляется, например, снегоход. Спустя сутки по этому же маршруту охотоведы выезжают снова и смотрят, есть ли свежие пересечения колеи от снегохода. В данном случае пересечения есть. Судя по всему, здесь проходил изюбрь.

Маршруты, по которым выезжают охотоведы, составлены так, чтобы максимально охватить территорию заказника. Контроль точности ведется с помощью спутника. Длина каждого пути — около 10 километров. Этого вполне достаточно для определения популяции, говорят эксперты. Как правило, звери держатся одних и тех же мест.

«По копытным — в пределах 2-5 километров, они редко ходят больше. Если у них есть кормовая база, они поели — полежали, поели – полежали, — говорит охотовед Иверского заказника Александр Решетник. — Маршрут прокладывается так, чтобы туда пропорционально попали все типы угодий».

Всего по области в 25-ти заказниках и трех охранных зонах заложено около сотни маршрутов общей длиной почти 900 километров. Первые собранные данные в Иверском заказнике говорят о том, что здесь непривычно много изюбря. А вот кабан почему-то ушел. С чем это связано, охотовед пока сказать не может. Но точно не с голодом. Проверенные кормушки изобилуют пищей: от зерновых до овощей.

«Положили капусту для подкормки. Но они ее не едят пока. Сою, овес нормально ели по осени, пшеницу хорошо едят», — говорит охотовед.

Увидеть не только следы, но и самих животных помогают установленные у кормушек фотоловушки. Каждую ночь они фиксируют десятки кабанов, косуль и изюбрей. Сколько именно обитателей в лесу, с точностью до особи подсчитать невозможно. Так что в методику изначально заложен процент погрешности. Но уже сейчас можно сказать: свою охранную роль заказник выполняет хорошо. В целом по области охотоведы отмечают увеличение численности лося и изюбря. Итоги переписи животных подведут весной.