X

Классическая музыка и рисование помогает наркозависимым разобраться в себе

Алко- и наркозависимых в Ивановском районе лечат Шопен и Чайковский. Под классическую музыку клиенты реабилитационного центра рисуют картины и воплощают образы, которые, считают сотрудники, дают оздоровительный эффект.

«Лунная соната» — для Антона Переверзева, который и не подозревал, что когда-нибудь крепко подсядет на классику. В детстве он ходил в «Ровесники», рисовал лучше всех в классе. А уже взрослым несколько лет не мог бросить алкоголь и наркотики. И только в реабилитационном центре вспомнил, как это — танцевать без спиртного и что такое держать в руке краски.

«Окунаешься в музыку, рисование, анализируешь свое состояние, сравниваешь, где какие ошибки были», — поделился клиент реабилитационного центра Антон Переверзев.

Здесь уже месяц проводят такие музыкальные занятия: дают бумагу и краски, включают Чайковского, Бетховена и Шопена. Тут не то чтобы приобщают к прекрасному или ищут таланты — учат выражать чувства. Правда, что именно хотели сказать авторы в ходе этого сеанса, сотрудники центра не пояснили.

«По рисунку я не могу вам сказать, что с человеком конкретно. Он выразил какие-то чувства. Он написал по этому поводу: «Как трудно бывает смириться со всеми своими изъянами. Как трудно бывает проститься с дефектами, как с друзьями. Признаться себе, что я болен, подвержен шизофрении, и вместе с сожженными венами чувства покрыты инеем», — прочитал приписку на одной из работ руководитель программы реабилитации Олег Бурмистров.

Арт-терапию применяют и в наркодиспансере. У руководителя курса должна быть соответствующая квалификация, считает психотерапевт Евгений Брагин. Знаний из Интернета не хватит, чтобы суметь составить психологический портрет больного. Например, бывший военный Александр Дубоделов признается: в огне изобразил надежду на лучшее будущее. Врач же предполагает, эти цвета — знак напряжения или даже раздражения.

«С рисунком идет работа, выстраивается целый цикл терапевтических занятий. Человек может прогрессировать. Он может реально уходить от какого-то клише, которое в сознании стоит, от определенного эмоционального ступора, когда он ничего не хочет рисовать, использует только серые краски. Некоторые люди просто берут карандаш и рисуют на белом листе карандашом. Можно назвать это графикой, а можно спросить, почему ты не хочешь использовать цвета», — пояснил психотерапевт Амурского областного наркодиспансера Евгений Брагин.

В реабилитационном центре утверждают: когда видят неладное, обязательно проводят беседы, выясняют причины. Сами клиенты настаивают: эффект есть.

Антон, когда сидел на игле, слушал исключительно рэп. Как только полностью излечится, говорит парень, обязательно разбавит свой плейлист классикой. Бетховен внезапно смог задеть душевные струны.

«Я вообще не художник, рисовать не умею. Но у меня ностальгические воспоминания о детстве: у меня мама работала в садике, я рисовал, лепил из пластилина. Тогда было все замечательно, тогда мама радовалась», — поделился клиент реабилитационного центра Антон.

Реабилитанты делятся: на таких мелодичных занятиях у них получается отвлечься, просто успокоиться. Психотерапевты отмечают, даже просто рисовать под музыку — как минимум не вредно. А если в ход идут именно методы арт-терапии, то и реабилитация приобретает другое звучание.