Прорыв на новый рынок: амурскую пшеницу тоннами скупает Китай

На амурском рынке сбыта зерновых появился новый крупный игрок. Этой весной начало действовать подписанное в ноябре прошлого года соглашение о поставках отечественной пшеницы в Китай. В результате культура, которую в области рассматривали лишь в качестве кормовой и выращивали только из нужд севооборота, оказалась востребованным экспортным товаром.

Уже полмесяца на зерновом дворе верхнеполтавского сельхозпредприятия потоком идет загрузка автомобилей отборной пшеницей урожая прошлого года. Отсюда КамАЗы с зерном уходят на Благовещенск и далее в Китай.

«На сегодняшний день уже фактически реализована пробная партия 100 тонн. Заключен контракт, получены деньги, пшеница физически экспортирована в Китай, принята там, по качественным показателям все согласовано. Вопросов никаких нет, наши китайские партнеры выражают готовность увеличить объемы», — говорит начальник отдела продаж сельхозпредприятия Михаил Фаворов.

«Как раз мы хотим, изучаем этот вопрос по пшенице. Потому что мука из России в Китае популярна, ценят муку из России», — отмечает представитель закупочной компании Чао Чженвэнь, (Юйчэн, КНР).

Выгода от прорыва на китайский рынок очевидна. Помимо чисто тактических плюсов (ведь продовольственная пшеница стоит гораздо больше фуражной), есть и стратегические: повальное увлечение чрезвычайно востребованной соей ведет к быстрому истощению почвы, с чем уже столкнулись аграрии на севере КНР. Теперь же и убыточная ранее пшеница может оказаться вполне прибыльным товаром.

«При хорошем раскладе и получении пшеницы хорошего качества она пойдет в Китай по хорошей цене. Это сможет с экономической точки зрения изменить подход к севообороту», — подчеркивает начальник управления продовольственных ресурсов амурского Минсельхоза Наталья Тюшникова.

Правда, добавляют специалисты, чтобы закрепится на этом рынке, амурским земледельцам необходимо пересмотреть свое отношение к пшенице и выращивать её, строго соблюдая требования технологии, а не просто чтобы чем-то занять освободившуюся после сои пашню.

Есть и логистические проблемы, связанные с переправой через Амур. Несмотря на то, что от российского берега до места разгрузки в Китае всего лишь пара десятков километров, на каждый рейс уходит по двое-трое суток.

«От города где-то километров 15 разгрузка у нас. Приехали, разгрузились. Приехали на таможню, там уже ждем очереди. Очень много машин, поток большой», — рассказывает водитель Геннадий Каравайцев.

Впрочем, после ледохода на пограничной реке экспорт зерна ускорится, ведь баржами перевозить пшеницу и проще, и выгоднее.

«В дальнейшем отправки, скорее всего, будут оформляться паромной переправой. Паромной переправой проще, потому что пакет документов подается на конкретное судно и оформить единицу судна с перемещаемым грузом гораздо проще», — поясняет заместитель начальника отдела специальных таможенных процедур Благовещенской таможни Александр Чмелев.

Попасть в число экспортеров пшеницы может любое хозяйство области. Для этого нужно лишь обратиться в федеральный центр Россельхознадзора и пройти согласования. Ну а Китай готов покупать амурскую пшеницу тысячами тонн. Не зря в близлежащем Хэйхэ уже началась подготовка к возведению современного зерноперерабатывающего завода.