X

Итоги переписи дальневосточного аиста подвели на международной конференции

Почти половина мировой популяции дальневосточного аиста гнездится в бассейне Амура, преимущественно на российской стороне. А вот зимуют краснокнижники на юге Китая. Итоги птичьей переписи, которую экологи провели в этом году, озвучили на международной конференции в Благовещенске.

Сколько ни смотри в бинокль, семью аистов уже в гнёздах не увидишь, они покинули насиженные места ещё в середине июля едва подрастающее поколение встало на крыло. Теперь перед долгим путешествием за границу отъедаются на лиманах и болотах Амурского заказника, где практически нет людей и хищников, зато много деликатесов: лягушек и рыб.

«В прошлом году у нас было здесь 22 жилых гнезда, в этом — 17 на территории заказника. Это совершенно нормальный процесс, который зависит от погодных условий. Мы считаем следующий год будет намного успешнее, потому что этот год дождливее. Соответственно, озёра полные, вывелась рыба, следовательно, в следующем году аистам много чего будет кушать», — поясняет директор Амурского социально-экологического союза Юрий Гафаров.

Примерно 350 крылатых семей из года в год летят в Приамурье, чтобы стать родителями 2-3 птенцов. Аистам предоставляют апартаменты, по области установлены 24 треноги и 15 столбов с корзинами, которые нужно только укрепить ветками. Специально оборудованы и 60 опор ЛЭП. А вот деревьев, способных выдержать гнездо весом в полтонны, в местах обитания символов Амура становится всё меньше.

«У нас, в Ханкийском заповеднике, тоже есть аисты. Но там много болот, нет сопок, и самое высокое дерево едва достигает 2 метров. Поэтому устанавливаем для аистов деревянные опоры. А сегодня я увидел гнездо на высоком дереве, и это самое красивое гнездо, что я видел», — делится сотрудник международного заповедника «Озеро Ханка» Хуа Цзинь Лю (КНР).

Для учёных гостей из Кореи и Японии экскурсия в заповедник и вовсе подарок судьбы. Осако Ёшито рассказывает: в начале прошлого века аисты гнездились и на его родине. Но в 60-е годы, после длительного истребления браконьерами, прекрасные создания исчезли. И только в начале 2000-х в Стране восходящего солнца начали устранять этот пробел.

«Раньше аисты гнездились на высоких соснах. Сейчас их нет, поэтому мы ставим такие же конструкции. А вообще все аисты, которые у нас живут, выращены в питомниках, и родом они именно из России. Первую пару выпустили на свободу только в 2005 году», — рассказывает представитель Национального парка дальневосточного аиста Осако Ёшито (Япония).

Такая же история случилась в Южной Корее. Там последнего аиста в естественной среде видели 37 лет назад. Теперь государство тратит огромные деньги на станции реинтродукции, где, как в детском саду, птенцов орнитологи не просто выращивают — учат летать, питаться и создавать семьи.

«Я работаю в специальной программе по восстановлению численности аиста в Корее. Первых птенцов мы выпускали на волю в 2015 году. Представляете, какой это был для нас праздник! Мы шли к этому 20 лет. Хорошо, что здесь аисты действительно в безопасности, более того, их численность растёт», — говорит сотрудник Национального института экологии Юн Чон Мин (Южная Корея).

Международная конференция «Сохранение дальневосточного аиста и водно-болотных угодий Амура» — итог череды событий, проходящих в рамках Года дальневосточного аиста. Одно из важнейших — птичья перепись, которая показала: вдоль Амура гнездятся свыше тысячи аистиных пар — в 1,5 раза больше, чем пару десятков лет назад.