X

На амурских заправках резко выросли цены на топливо

92-й бензин за 44, а за литр дизтоплива — 66 рублей. Цены на некоторых АЗС Приамурья отпугивают автовладельцев. Люди меняют привычные заправки на другие. Сложнее всего аграриям — в некоторых муниципалитетах возник дефицит ГСМ. Что происходит на топливном рынке и чего ждать в ближайшее время, попытался выяснить наш корреспондент.

У бензоколонок некоторых АЗС Благовещенска очередей не встретить. Машин поубавилось после повышения цен. Операторы станций уверяют: мера вынужденная. Цены выросли где на рубль, где на два. Это минимум. На мелкооптовом рынке рост составил 5 процентов, на зимнее дизтопливо и вовсе 6.

В рознице бензин подорожал кое-где от полутора до почти трех с половиной процентов. В среднем по региону сейчас 92-й стоит более 44 рублей, 95-й около 46, 98-й почти 49 за литр, на дизтопливо (евро-стандарта) цена 56 рублей.

Благовещенцы высказались по поводу повышения цен на бензин.

— Каждый день машина заправляется, иногда через два дня. То есть, нет такого заработка, чтобы заправлять за такие деньги машину.

— Я пенсионер, мне очень сложно. Раньше было хорошо, а сейчас они сильно повысили. Вроде бы говорили по радио, в интернете писали, что будут нормальные цены, а тут взяли и повысили.

— Я считаю, что это нормально, ну скажется немножко на бюджете семейном, но в принципе, решаемо всё — не намного цены поднялись.

Подорожание топлива сразу же отразилось на аграриях. Сегодня стоимость тонны дизтоплива достигает 67 тысяч рублей. Более того, наблюдается дефицит. А в полях еще стоит неубранная соя.

«Мы имеем значительную потребность в ГСМ в ходе уборочной, а нефтеснабжающие организации в полном объеме нам ее не удовлетворяют. Наш основной поставщик в очень малой доле ведёт отпуск нефтепродуктов», — говорит начальник управления по технической политике амурского Минсельхоза Дмитрий Топоров.

Для переработки на Дальнем Востоке не хватает нефти — из-за высоких цен сейчас добывающим компаниям выгоднее экспортировать углеводороды. Эксперты говорят, что так бизнес компенсируют потери на внутреннем рынке. Ведь крупные организации владеют и перерабатывающими предприятиями, и собственными сетями АЗС. В Приамурье таких игроков два — с 70 станциями. Прайсы на них не повышали с мая. А вот независимые заправки (их около сотни) с тех же заводов получают топливо по рыночным ценам.

«У независимых АЗС своих заводов нет, поэтому сегодняшние цены сложились только из-за оптовых цен. Независимые компании вынуждены, исходя из цены закупа, устанавливать такие цены на АЗС», — поясняет президент Амурского топливного союза Павел Филипченко.

Еженедельно мониторинг цен на ГСМ ведут специалисты антимонопольной службы. Контролирует же ведомство только крупных игроков, которые добывают, перерабатывают и торгуют, в том числе на розничном рынке.

«На сегодняшний день в этих компаниях повышения цен не наблюдается, и насколько я знаю, ситуация стабильна, и цены в ближайшее время подниматься не будут», — говорит руководитель управления Федеральной антимонопольной службы России по Амурской области Александр Дегодьев.

А вот как сделать так, чтобы не обанкротились независимые АЗС (в некоторых северных поселениях других нет) — никто пока сказать не может. Губернатор поручил правительству области и всем заинтересованным ведомствам провести анализ ситуации и исключить так называемый спекулятивный фактор.