Как избавиться от недостроя: десятилетия в центре Благовещенска стоит незавершенный объект
В центре Благовещенска больше 20 лет стоит недостроенное здание. Речь о незавершенном инженерно-лабораторном комплексе при научно-исследовательском институте. Звучали предложения разместить здесь единственный на Дальнем Востоке музей динозавров. Но пока вместо их скелетов амурчане видят только разрушающийся остов недостроя.
Жители домов в районе Калинина — Зейской «любуются» видом на остов долгостроя почти четверть века. Возведение инженерно-лабораторного комплекса началось еще в 1990-м. А спустя 5 лет из-за кризиса остановилось, хотя ученые планировали съехаться сюда из двух зданий и открыть экспозицию.
— На углу Зейской — Калинина мы хотели построить музей динозавров. Вернее, экспозицию динозавров, которая будет примыкать к нашему палеонтологическому музею. Здесь их будет хорошо видно… Если, конечно, предполагать здесь забор прозрачный.
Все это так и осталось мечтами. Директор научно-исследовательского института Андрей Сорокин неоднократно пытался реанимировать строительство комплекса. Но положительного ответа от собственника объекта — министерства науки и высшего образования России — так и нет.
«Часть департаментов, которые имеют отношение к науке, конечно, говорят, что надо достраивать, потому что больше такой возможности собрать наши научные подразделения в одном квартале не будет. Часть департаментов не то, чтобы не поддерживает, они ждут решения министра», — говорит Андрей Сорокин.
По недострою на Калинина — Зейской требуется принимать оперативное решение. В этом уверены и жители Благовещенска:
— Стройка точно не является украшением. Я давно знаю это здание. Его не достроят, мне кажется.
— Нужно как-то облагораживать эту территорию, наверное. Или достраивать, или какие-то мысли должны быть по этому поводу.
— Опасность, вообще-то, есть, если подростки там бегают.
В мэрии Благовещенска подтвердили: на территории долгостроя часто видели подростков. Несовершеннолетние бродили по верхним этажам конструкции. Были приняты меры реагирования.
«Мы направили письмо в инспекцию Госстройнадзора. Они провели проверку. Все отверстия в ограждении строительной площадки на момент проверки были заделаны, и на воротах постоянно находилась охрана», — комментирует начальник управления архитектуры и градостроительства администрации Благовещенска Алексей Раханский.
Однако эти меры — лишь дополнительные расходы на объект без будущего. Такой статус присваивают недострою представители Госстройнадзора в Амурской области. Еще в 2005 году специалисты ведомства провели экспертизу строения, которая показала следующее:
На момент обследования конструкции и узлы сопряжения конструктивных элементов каркаса находятся в недопустимом и ограниченно годном состоянии. Остаточная стоимость здания составляет около 28 миллионов рублей. Учитывая, что стоимость демонтажа около 30% конструкций и восстановления каркаса, а также эксплуатационных свойств элементов и узлов будет сопоставима, а может и превышать остаточную стоимость построенного объема, восстановление здания нецелесообразно.
В Госстройнадзоре добавили: если объект не законсервировать, то есть не защитить конструкции от произвольного разрушения, он может создать угрозу окружающей среде и людям.
Проблемы есть и с теми зданиями, в которых ученые базируются сейчас. Торговые ряды «Мавритания» и бывший окружной суд — памятники архитектуры, требующие особого ухода. Их внешний вид региональная инспекция по охране и сохранению объектов культурного наследия признала неудовлетворительным, выписав штраф за ненадлежащее использование на 50 тысяч рублей.
«В марте этого года проводилась проверка. Видно, что здания изношенные. Отслаивается и штукатурка, и цокольный этаж разрушенный. Капитальный ремонт, реставрация, приведение к современному использованию — к сожалению, организация-содержатель этих зданий не выполнила предписание», — сообщает заместитель руководителя инспекции по охране и сохранению объектов культурного наследия Амурской области Андрей Кролевецкий.
Ремонт старинных зданий, равно как и консервация или снос недостроя, — забота собственника, министерства науки и высшего образования России. Как скоро он примет решения, наверное, зависит и от того, насколько настойчивы будут сами амурские ученые, которые остаются в старинных зданиях с оборудованием, не имеющим аналогов в регионе. ГТРК «Амур» направила федеральному ведомству свой запрос о судьбе разрушающегося остова. Ответа пока не получили, но будем следить за ситуацией.