Урожай липового мёда в Приамурье обещает быть рекордным. Жаркие парящие ночи позволили деревьям набрать буйный цвет, а пчёлам — собрать достаточно нектара.
Светлана Дюжова, корреспондент:
– Душистый, сладостный, пьянящий, хмельной. Можно бесконечно перечислять прилагательные, но словами передать аромат свежевыкачанного мёда просто невозможно. Впрочем, как и вкус настоящего таёжного лакомства. Его нужно просто пробовать.
В самом сердце амурской тайги медовая трапеза кажется ещё слаще. На время медосбора в Архаринский район съезжаются пасечники со всего Приамурья. У местных самые лакомые деляны. Владимир Дедок — пасечник в третьем поколении. Надеется пенсионер и внуков к сладким хлопотам приобщить. Задел есть: три года назад вместе с дочерью взяли дальневосточный гектар, построили стационарную пасеку.
Владимир Дедок, пасечник
– Омшаник (где пчелы зимуют), дом там, душ, баня, бочка металлическая сделана в земле (ледник). Платить не надо ни за что. Дали землю — строй. Не ленись только.
Пасеки — один из самых популярных видов использования бесплатных гектаров, говорят в Агентстве по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке. На сайте АРЧК начинающие пчеловоды могут скачать бизнес-план по созданию собственных хозяйств, а подать заявку на участок можно на сайте НаДальнийВосток.РФ. К примеру, семья Нехаевых свои бесплатные гектары взяла под кочевые пасеки (стационарных хватало). Теперь за то, что кто-то займёт место в популярном медоносном районе, переживать не надо: в округе все знают, в чьи хозяйские руки отдана земля.
Здесь произрастает много дикоросов — и дикая малина (очень большие плантации), и очень много амурского бархата. Здесь и клён, и жасмин естественно, липа (несколько видов) и элеутерококк.
Это и формирует вкусовой букет местного липового мёда, который так популярен даже за пределами страны. С жителями Поднебесной (главными импортёрами амурского лакомства) в объёмах его потребления готовы соперничать разве что хозяева тайги. В этом году не жалко и поделиться, говорят пчеловоды.
«Прогноз был неутешительный, постоянные дожди, а тут раз — и на 10 дней на липу как раз постояла погода, вот мёду принесли», — рассказал пасечник Александр Нехаев.
Ни много ни мало — а целых 20 тонн! Впереди ещё цветочный медосбор, гречишный. Даст погода, так и серпуховый (в конце августа) пойдёт. Самый вкусный мёд — это свой, говорят пасечники, а вот востребованный — в котором показатель влажности один из самых низких. 18 процентов демонстрирует прибор, покупатель будет доволен.
Василий Васильев, пасечник:
– Режется же перга (вот шкурки), они, бывает, остаются у нас в рамках, тоже туда попадают, поэтому ставятся эти сеточки, чтобы задержать. Видите, там пчёлы, шкурочки все, обрезки.
Заботящиеся о своей репутации пасечники после двойной фильтрации дают мёду ещё и пару суток отстояться, чтобы передать в руки покупателей в чистейшем виде. Такой хоть сразу на продажу. Будут ли прилавки в этом сезоне ломиться под сладкой тяжестью, покажет время. В прошлом году амурские пчёлы произвели более 800 тонн мёда.