X

Селемджа покидает подтопленные поселки

В Норске, который принял паводковый удар в конце прошлой недели, уже подсыхают улицы. В дома возвращаются те, кто не эвакуировался и пережидал волну на чердаке местной школы. Просятся в родное село и люди, которые сейчас находятся в ПВР Февральска, но массово вернуть людей трудно.

Стихия буквально ворвалась в дом Селезневых и так же стремительно ушла, но не бесследно. Мебель мокрая насквозь, посуда по всему подворью, одежда, которой уже не вернуть первоначальный вид, сушится на веревках. Пенсионеры показывают подполье, в темных водах скрыты остатки прошлогоднего урожая. И такая картина в каждом дворе Норска. До сих пор подтоплены более полусотни домов. Петр Гончаров возвращается из магазина — купил пряники, чтобы жизнь хоть немного слаще показалась.

Петр Гончаров, житель Норска:

– Сейчас на своей крыше живу, просто жалко все. Как в кино говорят, все, что нажито непосильным трудом. Дрова уплыли, холодильник и морозилка утонули.

Покидать село во время потопа отказались около 80 человек. Жили на школьной крыше. Сейчас они возвращаются в родные стены. Водой, продуктами, предметами первой необходимости снабжают спасатели. Помогают разгребать мусор во дворах, но это ценят не все сельчане.

«Люди приходят помогать населению, которое здесь оставалось. Но, сидя возле своего дома и употребляя спиртные напитки, говорят, идите сюда, сами отдыхают. А МЧС просят, чтобы им делали заборы, выносили мебель», — рассказал первый заместитель начальника ГУ МЧС РФ по Амурской области Игорь Смирнов.

Большая часть населения Норска уже неделю в Февральске, там ПВР. Люди просятся домой, но транспортного сообщения между селами пока нет, размытую дорогу должны восстановить к 5 августа. Да и в селе, которое было полностью затоплено, надо проводить дезинфекцию, чистить колодцы.

Мухамед Беков, глава Селемджинского района:

– Еще не вся вода сошла, угроза сохраняется, по метеосводкам ливни. Как только спадет вода и проведена будет вся необходимая санобработка территорий, людям будет разрешено возвращаться в дома. Доставку обратно в свои дома мы также обеспечим.

В школе Новокиевского Увала помещения забиты койками. По соседству старики и дети, разделение только по половому признаку. Свыше 250 человек из восьми сел Мазановского района, до которых добралась волна. В Угловом, Богословке и Козловке — самое масштабное подтопление. Любовь Кобазева до сих пор не верит, что дом, где она прожила много лет, скрылся под водой.

«Документы — и то не все взяла. Нужен был документ, что я собственник, а я не взяла. Вот завтра нужно идти в МФЦ и восстанавливать», — поделилась жительница Богословки Любовь Кобазева.

В Приамурье сегодня семь пунктов временного размещения, где нашли приют более полутысячи подтопленцев. Тут же работают соцслужбы, собирают заявления на компенсации. Людей интересует, где жить, на какие деньги закупать стройматериалы и элементарную мебель. Уже решено, что обследовать дома в тех населенных пунктах, которые вода накрыла полностью, не будут — средства пострадавшим выделят и так. В других поселках организуют подворовые обходы. Областные власти понимают, что компенсации небольшие, поэтому работают с федеральным центром.

Василий Орлов, губернатор Амурской области

– На сегодня действует режим регионального ЧС, он отличается от федерального масштабами, это все четко прописано в документах. Мы подали соответствующую заявку в Москву. Режим федеральной ЧС вводит непосредственно Президент указом, поэтому ждем решения.

А это уже другие суммы компенсаций, по предварительным подсчетам, наводнение уже нанесло области ущерб более чем на 500 миллионов рублей. И список подтопленных населенных пунктов пополняется каждый день.