X

Равные возможности для всех: В амурских школах практикуют модели инклюзивного образования

Около 300 амурских школ используют модели инклюзивного образования: дети с ослабленным здоровьем учатся вместе с остальными.

Старательно складывают буквы в слова первоклассники 22 школы Благовещенска. В кабинете всего 5 ребят, дело в том, что у них расстройства аутического спектра. Раньше с таким недугом детей отправляли в коррекционные заведения или на домашнее обучение. Зачастую это лишало их социализации.

Анна Полтавцева, олигофренопедагог:

– Есть дети, кто уже читает (ориентируется в словах, числах), рисуют уже без нашей помощи. Лепят, то есть моторика развивается.

Уроки длятся по 35 минут. Затем в сенсорной комнате проходят физкульт-минутки. С ребятами занимаются дефектолог, олигофренопедагог, логопед. Мамы тоже не остаются в стороне, они выступают в роли тьюторов — наставников.

«Именно вот такая адаптация в таких правильных условиях — во многом залог успешного развития. Потому что ребенок учится себя правильно вести, правильно адекватно реагировать на окружение и общаться», — рассказала тьютор Олеся Зазулина.

Для этих детей на время отвели отдельное крыло. Когда завершится период адаптации, ребята смогут посещать некоторые уроки со сверстниками. К примеру, рисование, физкультуру, труды.

Людмила Голошумова, директор школы №22:

– Сейчас уже они кушают вместе со всеми детками на перемене, на которой кушают первые классы. Дети на них реагируют нормально. — Подходят знакомиться? — Пока я не обращала на это внимание, но они же маленькие дети, они быстрые, коммуникабельные. Поэтому, я думаю, все должно получиться.

В системе инклюзивного образования есть несколько моделей — в зависимости от нарушений здоровья детей. Может ли ребенок заниматься в общеобразовательном классе, определяют специалисты.

Педагогов для работы с такими детьми готовят в БГПУ. Помимо лекций студенты посещают практические занятия в лаборатории. Там есть компьютерное оборудование, тренажеры для дыхания, развития мелкой моторики, психических процессов.

«Как работать с умственно отсталыми детьми, с какими-то интеллектуальными нарушениями. И сами между собой разыгрываем ситуации, занятия. Выбираем двух человек: один ребенок, другой логопед, допустим, еще родителя выбираем и воспроизводим, как это должно быть на деле», — добавила студентка БГПУ Екатерина Пастухова.

Старшекурсники также учатся проводить диагностику. При необходимости под руководством преподавателя дают направление на прохождение психолого-медико-педагогической комиссии.

Анастасия Калиниченко, доцент кафедры логопедии и олигофренопедагогики БГПУ:

– Конечно же, должны соблюдать не только индивидуальный подход, но и знать психологические особенности возраста, психологические особенности дефекта, структуру дефекта. И с учетом этого уже вести общеобразовательную программу.

В прошлом году для внедрения инклюзивной модели по программе «Доступная среда» выделили 6,5 миллионов рублей. По новым стандартам в школах должны появляться лифты, подъемники, расширяться коридоры, укладываться тактильная плитка, противоскользящее покрытие.

Марина Моисеенкова, декан факультета дополнительного образования Амурского областного института развития образования:

– По крайней мере, пандусы у нас присутствуют буквально во всех образовательных организациях на сегодняшний день в Амурской области. И по мере поступления финансов производится оборудование еще и кабинетов.

Главная цель инклюзивного образования в школах — подготовить всех воспитанников к поступлению в вузы или ссузы, чтобы в дальнейшем ребята с ослабленным здоровьем могли выбрать себе профессию.