В Приамурье путешественникам будут предлагать экстрим-тур по Царской дороге

Старая царская дорога, построенная в дальневосточной тайге больше века назад, снова манит исследователей. Особое внимание приковано к участку, который связывал север Хабаровского края с Приамурьем и Сибирью. Десятки лет назад его прокладывали через густой лес, болота и сопки, чтобы наладить почтовую связь и организовать работу золотодобытчиков. В экспедицию отправились амурские экстремалы, уже не в первый раз исследующие родные края.

Селемджинский район, граница с Хабаровским краем. Это самый дикий северо-восток области. По пути встречаются уже ржавые ловушки на медведя. Но группу благовещенских исследователей вперед ведет жажда открытий и Сергей Никифоров, коренной житель эвенкийского села Ивановское. Он дорогу нутром чувствует. Говорят, ее строили по древним кочевым маршрутам. Возведение трассы началось в царствование Николая II. В основном в эти суровые края ссылались осужденные, которые работали прямо в кандалах. Как описывали в Сибирской советской энциклопедии в начале XX века, «Колесуха» по праву занимает «почетное» место в общей системе царской каторги. Она построена, можно сказать, на арестантских костях.

«И лес вырубать, и по пояс в болоте, и большое количество мошки, строители болели малярией. Это фактически был одним из первых опытов строительства колесной дороги через непроходимую тайгу», — рассказала кандидат исторических наук, заведующая музейно-выставочным центром «Дом И.А. Котельникова» Мария Иванова.

Исследователи, которые сняли эти кадры, рассказывают, дорога, построенная больше столетия назад, еще в сносном состоянии. Где-то встречаются бревенчатые мосты, где-то – каменные насыпи. Хотя эксплуатировать ее перестали в 80-х годах, когда отказались от телеграфа.

«В 1984 году последний обходчик ушел оттуда. Соответственно, она начала зарастать и заваливаться. Участками она непроходима для техники. Но по ней идешь и 90% пути понимаешь, что идешь по дороге и по каким-то участкам, которые можно назвать дорогой», — поделился руководитель экспедиции к Царской дороге Роман Шабанов.

К Царской дороге в следующем году хотят забрасывать туристов. Заявки уже поступают. Одно из агентств, чей представитель также ходила в разведку в этот раз, прорабатывает варианты: как везти людей и где расселять. Ведь север – одно из самых неподготовленных в части инфраструктуры направлений. И при этом самое манящее.

«Весомая часть стоимости маршрута – это будет транспортная составляющая. Потому что логистика сложная – 700 километров от Благовещенска. Но есть варианты. В Экимчан, допустим, летают в определенное время субсидированные рейсы. То есть люди могут добраться туда не только автомобильным транспортом, но и прилететь на самолете», — пояснила руководитель Туристско-информационного центра Амурской области Наталья Храмова.

Экстрим-тур по Царской дороге может стать межрегиональным – со сплавом по хабаровским рекам, например. Любителей путешествий, предупреждают, это не обычная прогулка в лесу, а настоящая экспедиция. Только пешком 4 дня. Порядка 80 километров по сопкам, болотам, среди дремучего леса. В резиновых сапогах, с тяжелой провизией за спиной. А в качестве бонуса — восхождение на хребет Эзоп.

Ещё по теме "Туризм"