Профилактическую акцию «Таксист-нелегал» проводят сотрудники ГИБДД в Благовещенске

Они останавливают машины с опознавательными знаками перевозчиков и проверяют документы. Однако даже если в брендированном авто попадется обычный водитель, не имеющий нужных разрешений — он вряд ли понесет наказание.

Официальный перевозчик или таксист-нелегал — сразу и не скажешь. Через специальные сервисы, предоставляющие заказы, сейчас работают многие водители. Если законопослушный предприниматель должен оборудовать машину цветографической схемой и желтым фонарем, а также получить разрешение на перевозки пассажиров и путевой лист, то обычному бомбиле нужен лишь доступ в Интернет. Он может даже обклеить машину говорящими стикерами, это ведь еще ничего не значит.

«Нанесение надписей различных на данные автомобили — это, как водители утверждают, реклама. Любой гражданин может нанести на свой автомобиль, это никак не будет противоречить законодательству. Отказываются давать какие-либо пояснения о том, что они произвели заказ такси по приложению и находятся просто зачастую — перевозят, довозят знакомых», — прокомментировал Алексей Шевцов, командир взвода ДПС.

Сотрудники ГИБДД могут лишь проверить водительское удостоверение и документы на автомобиль. Владислав Черников признается, раньше занимался извозом. Но позже продал все машины. А на этой просто отправился по своим делам.

«Они за машинами не следят никто! Нет контролирующих органов, ничего не боятся! Поэтому это в принципе сегодняшний способ заработать, любым способом верные деньги и все — возможность заработать, простой самый способ заработать деньги. Чтоб стать таксистом ничего не нужно! Нужен только телефон и все, и любое корыто, которое 4 колеса имеет», — негодует Владислав Черников.

Основные нарушения со стороны таких водителей, отмечают в ГИБДД, непристегнутые ремни безопасности, превышение скорости, проезд перекрестка на запрещающий сигнал светофора. По данным областного Минтранса, в Приамурье разрешение на легальную перевозку есть у почти 1200 легковых такси. Четверть из них работает в Благовещенске. Использовать эти машины могут только юрлица или индивидуальные предприниматели. К легальным перевозчикам предъявляются и такие требования, как непрерывное управление транспортом не больше 4 часов, а стаж водителя должен составлять минимум 3 года.

«Зачастую, как показывает практика, у нас перевозка пассажиров осуществляется (и результаты учета ДТП) как иностранными гражданами, которые имеют незначительный стаж — там чуть более года; и наши российские водители также садятся за автомобили, закачивают себе приложение и перевозят пассажиров, не платя никаких налогов, не выполняя требований к проведению технического контроля транспортного средства предрейсового, также проходить предрейсовый медицинский контроль», — рассказал Константин Пытиков, заместитель начальника отдела ГИБДД МО МВД России «Благовещенский».

Аварии с участием таксистов-нелегалов далеко не редки. И зачастую у таких перевозчиков нет полиса ОСАГО. Навести порядок в этом вопросе могли бы штрафы в отношении диспетчерских служб, которые выступают посредниками между исполнителем и заказчиком, и не несут никакой ответственности ни за тех, ни за других. Но пока таких санкций не предусмотрено. Пассажиру остается полагаться лишь на профессионализм и порядочность приехавшего за ним водителя.