X

Вышивать подшейным волосом оленя и танцевать движениями ворона в АмГУ учили северян

Эвенки и эвены  из разных дальневосточных регионов сегодня приехали на международную олимпиаду по языку и культуре «Турэн». И если с первыми этапами — устным диалогом и письменными заданиями — некоторые участники справились, не напрягаясь, то творческий заставил попотеть. Оказалось, пляски коренных народов — та еще наука. Наш корреспондент побывал на мастер-классах.

Языковые тесты на эвенкийском и эвенском и онлайн-диалог с китайскими орочонами некоторым участникам олимпиады показались легче, чем азы северного танца. Это не вог или хип-хоп. Казалось бы, незамысловатые обрядовые пляски. Но только на первый взгляд. Человека, который привык танцевать под ритмичную клубную музыку, звуки бубна немного настораживают. А движения прыгающего оленя или ворона, чистящего клюв, или, как сейчас, россомахи, повторять непривычно.

Вот и северная молодежь немного замешкалась. Балетмейстер с Камчатки Егор Инданов говорит, современные хореографы порой уходят от национального колорита, используя в выступлениях рэп и рок-направления, много фонограммы. В номерах же эвенского народного ансамбля «Нургэнэк», что означает «Праздник танца», никаких речитативов, барабанов и гитар.

«В основном бубны, музыкальные инструменты есть у нас — копытца оленя, рога оленя — и горловое пение. Из них делают музыкальные погремушки»,  — говорит балетмейстер.

А вот народные ремесла — это вообще из разряда нанодостижений северян и под силу только настоящим мастерицам. Селемджинские эвенки, например, запатентовали технику вышивки из подшейного волоса оленя. Вот, показывает Галина Афанасьевна, она украсила унты подруги. Белая нить в орнаменте — ломкая, непрактичная, но предки в магазин за катушками не бегали, и их потомки приловчились к природным материалам. За столом, кстати, собрались участницы конкурса костюма, который проходит в рамках олимпиады. Симпатии журналистов уже заранее завоевала Елена Исакова из зейского села Бомнак. Мастерица работает в клубе, но не костюмером, а уборщицей. И удивляет земляков своими дизайнерскими ноу-хау.

«Глухариные хвосты были, жалко выкинуть. Ну, думаю, сделаю шапочку. Шапочку сделала, получилось. Думаю, надо к шапочке еще что-то сшить. У меня 2 костюма: глухариный, лисий. Хочется традиции. Сейчас хочу чисто традиционные костюмы шить», — делится Елена Исакова.

Международная олимпиада «Турэн» в АмГУ проходит уже в восьмой раз. Она считается уникальной, в стране подобного не организуют — тем более на границе двух государств. Этот год вообще особенный. Он предваряет грядущее Десятилетие языков коренных народов мира.

«В 2022 до 2032 года весь мир будет обращен к сохранению культур малочисленных народов Севера, и РАН обратилась к правительству, общественным организациям с тем, чтобы начать изучение эвенкийского языка не со школы, когда уже поздно и человек уже сформировался, а с дошкольного возраста», — рассказывает организатор VIII Международной олимпиады по языку и культуре «Турэн-2021» Ольга Морозова.

В детских садах национальных поселений Приамурья пытаются учить малышей эвенкийским стихам и песням. Дальше всех ушли в селе Ивановское Селемджинского района. Там даже ведут переговоры с РАН, хотят получить грант, чтобы развивать образовательную программу глубже. Выпускники садика неизменно показывают хорошие результаты на олимпиаде. Её итоги, кстати, подведут в пятницу.