Более 200 обращений с просьбой разыскать пропавших жителей региона поступило добровольцам поисково-спасательного отряда «Амур» в минувшем году. Ещё 2 заявки волонтёры вместе со следователями отработали с начала января. Исчезнувшие нашлись быстро и, к счастью, живыми. Но так бывает не всегда.
Без вести пропавшие. Часто ли мы задумываемся об этой проблеме? Скорее всего, нет. До тех пор, пока не потеряем близкого человека. Нам кажется, что это происходит с другими людьми, но только не с нами. Однако, по словам специалистов, беда приходит в дом внезапно. Практически ежедневно в соцсети мелькают ориентировки, обведённые красным цветом, с надписью «Пропал человек».
Когда происходит такое ЧП, к делу подключаются они — добровольцы поисково-спасательного отряда «Амур». Свою историю он начал 7 лет назад. Тогда жителей региона потрясла новость об убийстве белогорской школьницы — десятилетней Веры Захаровой. Сегодня в движении состоят 150 активистов. Наталья Комбарова одна из тех, кто готов искать пропавших людей в любое время суток и в любую погоду. В добровольном отряде она практически с его основания. По основной профессии — кондитер. А в остальное время руководит инфогруппой.
«Очень много людей просто знают наши номера телефонов. Могут просто позвонить, сказать — пропал ребенок, пишем заявление, созваниваемся с полицией и они говорят, да, действительно. Заявление пишется, и мы тут же попутно выпускаем ориентировку. Если кто-то из ребят в каком-то районе находится определенном, сразу выезжаем, очень быстро», — рассказывает Наталья Комбарова, руководитель инфогруппы.
Зачастую пропавшие — это люди, страдающие нарушениями памяти, испытывающие проблемы в общении и не способные полноценно оценивать происходящее. В прошлом году в отряд «Амур» от сотрудников полиции поступило 203 ориентировки. 134 человека найдены живыми, 17 погибли, а некоторых разыскивают до сих пор.
«Но я вас уверяю, что это может случиться абсолютно с каждым. У нас было много поисков, что просто обычные люди, вроде бы всё хорошо, вышли просто в магазин и пропали. Либо куда-то по делам выехали и пропали. Очень много таких случаев было. В период жары люди теряли сознание и память теряли и ничего о себе не помнили. И криминальные случаи были, что где-то там ударили по голове, и человек не помнит о себе ничего», — отметила Татьяна Шалашова, руководитель ПСО «Амур».
Помимо волонтёров пропавших людей ищут следователи и специалисты областного поисково-спасательного отряда. Больше всего подобных случаев традиционно фиксируют в северных районах. 18 раз в 2021-м профессионалы участвовали в поисковых операциях в горно-лесистой местности.
«Рыбалка, охота… Люди этим живут, скажем так, на северах. И не всегда они могут сориентироваться даже в тех местах, в которых они прожили всю жизнь. Затрудняет поиск, прежде всего, неосведомленность родственников. То есть мы перед тем, как начать поиски, собираем анамнез — куда пошёл, в чем был одет, имеется ли телефон, номер телефона, имеются ли заболевания. У нас такая методика», — пояснил Евгений Сорокин, спасатель областного поисково-спасательного отряда.
Спасатели и волонтёры напоминают, если на связь долго не выходит близкий родственник, коллега или сосед, то первое, что необходимо сделать, — не ждать трое суток, а написать заявление в полицию. Ведь первые дни после исчезновения — самое ценное время для поиска и подтверждения надежды, что человек скоро вернётся домой.