Амурский рецидивист оказался одним из фигурантов уголовного дела о крупной афере, связанной с покупкой трехкомнатной квартиры в столице страны. Ранее судимый за разбой стал собственником жилья московской пенсионерки по поддельным документам. В нюансах сейчас разбирается следствие. Как не попасться на уловку мошенников, выяснял наш корреспондент.
Что общего между обычным домом в амурском селе и трехкомнатной квартирой в Москве? Казалось бы, ответ очевиден. Однако на самом деле не все так просто. Здесь прописан Сергей Самолдин — человек, на которого по поддельным документам переписали жилплощадь в столице.
Эта история началась в 2019-м, когда в дверь к пенсионерке Ольге Смирновой постучался незнакомец и заявил, что ожидал увидеть ее трехкомнатную квартиру пустой. Через полгода ситуация повторилась.
— Каждый раз перед тем, как позвонить в дверь, эти люди непременно нажимали на ручку двери, пытаясь войти вовнутрь. И поэтому их можно было отличить от обычных каких-то посетителей. И только не попав в квартиру, они уже начинали звонить и придумывать какие-то разные свои истории.
Кто только ни пытался переступить через этот порог, рассказывает Ольга Смирнова: и представители неких комитетов, и мигранты, и какие-то сотрудники «уполномоченных органов». И все требовали освободить жилплощадь.
«Обратились в полицию в феврале 2020 года. И вот на сегодняшний момент, на февраль 2022 года, я не могу, к сожалению, сказать, что полиция мне помогла. Полиция должна была ее поставить под арест, чтобы она осталась на месте, но этого не было сделано», — говорит потерпевшая.
Как выяснилось, сделка по продаже московской квартиры была оформлена в Израиле. Якобы пенсионерка (никогда там не бывавшая) передала амурчанину Сергею Самолдину доверенность, которая позволила ему зарегистрировать собственность на недвижимость стоимостью 14 миллионов 200 тысяч рублей.
«Документы изготовить, с учетом нынешних технологий компьютерных, ну не совсем сложно. Поэтому тот же апостиль, та же доверенность на иностранном языке вполне себе могут быть изготовлены с печатями и подписями. В последующем, правда, эти документы были заверены уже официально нотариусами в городе Москве», — рассказывает адвокат Павел Цзен.
Имя амурчанина Сергея Самолдина в деле упомянуто несколько раз, но ни Ольга Смирнова, ни наши московские коллеги-журналисты его ни разу не видели. Не удалось это и нам — мы попытались найти фигуранта в селе Средняя Полтавка, где он прописан.
— Даже и не знаем. То звонил редко, а сейчас даже и не звонит. — А, звонил, да? — Да, звонил, а сейчас месяцев 5-6 ни слуху, ни духу.
— Вообще его не видела. Уже, наверное, лет около 10 его вообще нету. И я уже не знаю что, я уже говорю, может быть, уже и нигде живым нету.
Слова мамы и отчима нам подтвердили и в местной администрации. С тех пор, как Самолдина в 1998 году суд отправил на 7 с половиной лет в колонию за разбой, здесь его видели всего пару раз.
«Это было в 2006 году. Он как раз освободился. И он к нам обратился, чтобы зарегистрироваться. Охарактеризовать его — ну вроде так адекватный человек был, ничего такого за ним замечено не было. И в 2012 году он снялся с регистрационного учета», — говорит ведущий специалист Верхнеполтавского сельсовета Ирина Чаплыгина.
Между тем известно, что счастливый обладатель недвижимости в столице сразу же после сделки зарегистрировал ИП в Приамурье, а уже через 2 дня занял у третьего лица 6 миллионов рублей, но отдавать деньги не спешил. Заемщик выиграл суд (на который, к слову, аферист не явился ни разу). И по странному совпадению сумма долга с процентами оказалась эквивалентна стоимости московской квартиры, за счет которой и предлагается компенсировать ущерб.
Ольга Смирнова тем временем продолжает защищать свои права. Она через суд настояла на проведении почерковедческой экспертизы, чтобы доказать — она не подписывала документы на продажу своего жилья. Пенсионерка надеется, что сделку удастся аннулировать.
Судя по всему, в руки мошенников каким-то образом попали персональные данные Ольги Смирновой, предполагают правоохранители. Областная прокуратура настоятельно рекомендует амурчанам соблюдать ряд простых правил.
«Никогда не следует делать скрины своих документов, удостоверяющих личность, на компьютере, поскольку существуют программы, способные скопировать и разослать эти паспортные данные. Не следует хранить в телефоне фотографии своего паспорта, а также пересылать различными мессенджерами или социальными сетями свои паспортные данные. В интернете не следует на сомнительных сайтах оставлять свои паспортные данные, а также переходить по ссылкам от незнакомых людей», — предупреждает старший помощник прокурора Амурской области Юлия Адушева.
К слову, организации, которые занимаются обработкой паспортных данных, за их незаконное распространение несут административную ответственность. Но предотвратить беду поможет только собственная бдительность.