X

60 лет — 60 историй: амурчанка отпустила мужа-японца на родину после 40 лет совместной жизни

Самопожертвование ради любви. В нашей юбилейной рубрике «60 лет — 60 историй» сегодня вспомним сюжет, который около 20 лет назад прогремел на всю Россию и за ее пределами. Это рассказ о судьбах амурчанки Клавдии Новиковой и бывшего японского военнопленного Ясабуро Хачия. Она прожила с ним почти 40 лет, а после распада Советского Союза помогла найти первую семью и вернуться на родину. Что произошло дальше, узнал наш корреспондент.

В 1945-м молодой японец Ясабуро Хачия вместе с женой перебрался в Корею, где его арестовали советские контрразведчики по подозрению в шпионаже. И отправили на 10 лет в колымские лагеря. Там уже отбывала срок Клавдия Новикова. До заключения она жила с мужем и сыном в Комсомольске-на-Амуре. Работала на заводе. Ее подставил воровавший муку завскладом.

«Потом была в 53-м амнистия, с меня сняли судимость, конечно», — рассказывала Клавдия Новикова.

Ясабуро не разрешили вернуться на родину. Клавдия тоже осталась без семьи (муж еще на фронте нашел другую и забрал ребенка). Несчастные встретились на поселении и прониклись чувствами.

«Мы встретились с ним в столовой… Сидит человек нерусский. Но он красиво ведет себя за столом, красиво кушает», — вспоминала амурчанка.

Ясабуро Хачия выдали советский паспорт с новым именем — Яков Иванович. В 60-е влюбленные переехали в поселок Прогресс. И прожили вместе 37 лет. Их историю услышали буквально повсюду после репортажа журналистки ГТРК «Амур» Елены Кудриной. Сюжет романтичной зарисовки лег в основу документальных и даже художественных фильмов, а самого героя узнали в Японии. Оказалось, что первая жена Ясабуро жива.

«Когда мужа арестовали, я осталась вдвоем с дочкой. Сказали, что муж через 2-3 дня вернется», — рассказывала женщина.

Но вернулся он спустя полвека. Клавдия Леонидовна не стала неволить Якова Ивановича.

— Если любишь человека, можешь принести жертву, лишь бы ему было хорошо.

Они созванивались каждую неделю. И говорили о самом сокровенном.

— Я прошу тебя, пожалуйста, бабуля, береги себя. Целую тебя, обнимаю крепко-крепко. Мысленно я всегда с тобой.

Спустя несколько лет Ясабуро пригласил Клавдию в Японию. Там и познакомились две его любимые.

Бывший Яков Иванович тоже приезжал в гости. В Прогрессе его встречали с искренней теплотой: до отъезда он трудился в поселке фотографом и парикмахером, ко всем относился с уважением и никогда не отказывал в помощи.

— Мы рады, что Яков Иванович вернулся на родную землю, на которой он родился. Мы рады, что он встретился с семьей. Но грустно, что он от нас уехал. Лично для меня он был и другом, и отцом, и наставником. 

Клавдия Новикова ушла из жизни в 2014-м. Вскоре скончался и Ясабуро Хачия. Но их историю в Прогрессе вспоминают до сих пор. А чтобы не забывали и потомки, решено создать им памятник.

«Наш центральный парк, там проходит реконструкция. И там планируется арт-объект. Это будет скамейка металлическая кованая, и на ней будут сидеть в полный рост высеченные из гранитного камня две фигуры — Клавдия и Ясабуро», — рассказала председатель Совета народных депутатов поселка Прогресс  Валентина Кузнецова.

А еще планируется на табличке разместить интернет-ссылку, которая поможет всем желающим узнать больше о жизни интернациональной семьи. Проект поддержала местная администрация, помочь с его финансированием призывают и неравнодушных амурчан.