Нефтеперерабатывающее предприятие в Новобурейском отравляет жизнь — такое сообщение поступило на линию содействия ГТРК «Амур». По словам сельчан, вновь обострился конфликт, который длится вот уже 10 лет. В ситуации разбирался наш специальный корреспондент.
— Запах распространяется на улицы Садовая, Интернациональная, доходит до улиц Пионерская, Луговая.
Окраина Новобурейского, нефтеперерабатывающий завод. Источник неприятного запаха, который доставляет значительный дискомфорт жителям не только близстоящих, но и центральных улиц поселка.
«Подымается давление. Что-то в горле першит и прочее. Тем более возраст уже немолодой», — говорит Евгений Гук.
«Сегодня открывала дверь из дома на веранду, запах даже там стоит. Возили в садик, по всему Новобурейскому слышно. Ветер меняется, и запах сразу чувствуется», — рассказывает Марина Экстер.
НПЗ заработал с 2011 года. Принадлежит собственнику из Новосибирска. Предназначен для производства нефтепродуктов, хранения и складирования жидких грузов. На предприятии есть мини-установка, с помощью которой нефть делится на четыре фракции — получается мазут, дизельное топливо, керосин и бензин.
О том, что завод источает ядовитый запах, новобурейцы впервые стали бить тревогу еще в 2013-м. Обратились во все возможные инстанции. К расследованию подключилось даже УФСБ по Амурской области. Выяснилось, что предприятие полтора года работало без лицензии и не платило акцизы. В 2019-м нарушения на объекте обнаружил уже Роспотребнадзор. У компании отсутствовал проект санитарно-защитной зоны, а также результаты лабораторных исследований воздействия выбросов на атмосферу.
Из протокола управления Роспотребнадзора по Амурской области от 27 марта 2019 г.
В результате данной деятельности возможен выброс в атмосферный воздух таких загрязняющих веществ, как оксиды азота, серы, углерода, технический углерод, углеводороды, сероводород. Наиболее вредной для организма человека является комбинация углеводорода и сероводорода. Углеводороды в небольших концентрациях оказывают выраженное наркотическое действие. Симптомы отравления: общая слабость, сильные головные боли, головокружения. Все углеводороды обладают выраженным действием на сердечно-сосудистую систему и показатели крови.
В обоих случаях предприятие приостанавливало деятельность, однако, устранив нарушения, запускалось вновь. В последнее время НПЗ работает с 11 вечера до 6 утра. Но и это невыносимо, говорят местные жители.
«Аж до тошноты доходит дело. Собак приходится закрывать на ночь дома, чтобы не задохнулись», — говорит Евгений Швецов.
— Утром выйти на улицу — как будто выхлопная труба стоит у нас в доме, и дышать нечем. Дети задыхаются, до детского садика идут. У меня астма, я не могу дышать на улице, прячусь. Пока это не развеется, я не могу выйти на улицу.
За помощью жители поселка вновь обратились в надзорные ведомства. Благовещенская межрайонная природоохранная прокуратура инициировала проверку. Действует и муниципалитет.
«Я общался и с Роспотребнадзором коллегами, природоохранной прокуратурой. Все подключились, в принципе. На нашу территорию будут выезжать специалисты. Я так понимаю, выездная лаборатория — исследовать и проверять качество воздуха. Наконец-то выходить на обратную связь начали представители нефтеперабатывающего завода», — говорит и.о. главы Бурейского округа Александр Липунов.
В местной администрации также добавили, что возмущение жителей привело к снижению производственной активности нефтеперерабатывающего завода, и дышать в поселке стало чуть легче. Но выход из ситуации еще не найден.