X

Монументальные картины украшают многоэтажки трех амурских городов

Связь настоящего и прошлого, яркая подача и масштаб. Все это о муралах — огромных картинах, которыми продолжают украшать амурские многоэтажки. Они уже есть в Благовещенске, Тынде, а не так давно появились и в Белогорске. О том, кто, как и для чего создает эти изображения, узнал наш корреспондент.

— Художник наводит через мультимедиа изображение будущего мурала на торцевую стену здания.

Это не кинопоказ под открытым небом, а начало большого творческого процесса. Мультимедийная проекция в качестве трафарета — и эскиз будущего мурала готов. А затем словно гигантскую раскраску автор заполняет цветом уличное полотно. Знаменная группа Парада Победы, символ советских и нынешних защитников Отечества — герои новой работы владивостокского художника-монументалиста Павла Малицкого.

Дальневосточник, кандидат искусствоведения одним из первых в России около двадцати лет назад стал создавать муралы на фасадах зданий. Сначала в северной столице, а затем и в других городах страны, подчеркивая их отличительные особенности. Если в Белогорске, где располагается штаб 35-й армии, его работы символизируют военную мощь, преемственность поколений, то в Тынде, где художник писал годом ранее, — трудовые подвиги строителей Байкало-Амурской магистрали.

«Я не считаю для себя зазорным исправлять эскизы по 200 раз для того, чтобы люди почувствовали, что эта работа про них, чтобы они увидели себя, как в зеркале. Для меня не так важно авторское самовыражение, чем воплощение этого коллективного образа», — делится художник-монументалист.

Мурализм — разновидность монументального искусства. Это художественное направление зародилось в начале прошлого столетия в Мексике, а спустя несколько десятилетий появилось и в Советском Союзе, порой в виде фресок и мозаик.

Сегодня — это, прежде всего, яркие штрихи архитектурного облика городов, в которых посредством художественных приемов, авторского стиля зачастую зашифрованы целые послания. Этот мурал в центре областной столицы посвящен истории Приамурья. С фасада на горожан смотрит казак Дмитрий Пешков, который в конце 19-го столетия совершил одиночный конный поход из Благовещенска в Петербург.

На торце этой девятиэтажки зашифрованы современные символы Приамурья — космос, сельское хозяйство, газ. Автор мурала, который около недели расписывал огромное полотно, амурский художник-монументалист Павел Орез.

«Богатство Амурской области, главное богатство, я считаю, это человек. Флаг Амурской области. Ракета это понятно — мы космическая область. Бусы — это сельское хозяйство, это соя. Огоньки — газ. Пытался насытить всем богатством, которое у нас есть», — рассказывает Павел Орез.

Так и происходит — муралы становятся туристической фишкой городов.

«Есть такая практика, когда создаются целые маршруты, карта рисуется такая и отмечаются точками муралы. Вот у людей, как местных, так и приезжих, получается такой интересный квест — найти все муралы, посмотреть, особенно если это разные авторы, именитые художники», — рассказывает руководитель проекта Центра развития территорий Амурской области Валерия Рооз.

Такие экскурсии уже впору проводить в Тынде, где к юбилею БАМа преобразились шесть многоэтажек. В Благовещенске — пока три, в Белогорске — две. И эти работы не нужно путать с граффити.

«Граффити — это, как раз-таки, субкультурное явление — то, что ребята пишут послания, свое имя пишут. Этим ребятам все равно мнение окружающих. Это мы думаем, что они испачкали что-то или завандалили. Они этого не видят. Они видят более или менее удачные надписи», — говорит художник-монументалист Павел Малицкий.

Муралы же — это не стихийное творчество, а четко продуманное, согласованное с собственниками зданий изображение. Выполненное стойкими материалами, чтобы дольше радовать глаз. Не исключено, что амурскую столицу украсят новые муралы. Ведь, по результатам опросов, горожане не против таких достопримечательностей.