Сегодня исполнилось 215 лет со дня рождения генерал-губернатора Российской Империи Николая Муравьева-Амурского — человека, внесшего огромный вклад в освоение Сибири и Дальнего Востока. О значимости его решений и следе, который потомки продолжают проносить сквозь века, — в нашем материале.
-Левый берег Амура да будет владением государства Российского, а правый — Дайцинского. Да будет исполняемо в точности и не нарушима на вечные времена.
Николай Николаевич Муравьев золотыми буквами вписал свое имя в историю Восточной части нашего государства. Его росчерк в 1858 году под Айгуньским договором позволил разрешить многовековой спор между Российской и Цинской империями о притязательствах на земли по обоим берегам реки Амур.
«Это стало таким поворотным моментом, когда Россия возвратила себе Амур, именно левый берег, и начала освоение до океана, до Тихого океана, до современного Приморского края, до Сахалина и так далее. Эти все огромнейшие территории, которые и являются югом Дальнего Востока», — говорит хранитель музейных предметов Амурского областного краеведческого музея Михаил Клюжев.
Многие жители столиц как минимум трех дальневосточных регионов знают фамилию основателя их территорий. Благовещенск, Хабаровск и Владивосток — все они появились и начали развиваться благодаря Муравьеву, который после Айгуньского договора был наречен Николаем I Амурским.
— Частично я помню, мы еще в школе с этим сталкивались, параллельно в институте нас тоже возили в разные исторические музеи. Перспективный граф, очень много добился, реализовал, есть на что равняться.
— Муравьев-Амурский основал наш город.
— Эта часть отошла нам, а переговоры с Приморьем велись еще некоторое время.
— То есть Айгуньский договор для вас не пустой звук?
— Нет, потому что благодаря ему это наша территория, это наша земля.
Муравьев-Амурский без преувеличения — человек своей эпохи. Лучшего кандидата на освоение Дальнего Востока во всей империи было просто не найти. Генерал-адъютант от инфантерии прошел несколько войн: русско-турецкие, кавказскую, участвовал в польском восстании. Приказ Николая I был таким — узаконить право на левобережные территории Амура «без единого пороха». В ход пошли и хитрость, и смекалка, и убеждение. Свою роль сыграла и внутриполитическая ситуация в Китае, который в 19-м веке разрывался от междоусобных войн.
«Надо сказать, что здесь не было ни китайской администрации на левом берегу, эти территории Китаем были никак не освоены: не было округов, уездов, то есть это не вошло в состав административной системы. Хотя фактически эти территории были в составе империи Цин», — говорит хранитель музейных предметов Амурского областного краеведческого музея Михаил Клюжев.
— Айгунский договор ратифицируют спустя два года в Пекине. Россия станет великой морской державой, получив выходы и к Охотскому, и Японскому морям. Без единого выстрела.
Дальний Восток для всей страны не только не утрачивает значимости — сегодня экономика обращена к Азиатско-Тихоокеанскому региону и динамично развивается вместе с краем в целом. Без событий почти двухсотлетней давности это просто было бы невозможно.
Только в Благовещенске сегодня о Муравьеве-Амурском множество напоминаний — это и ряд улиц, напрямую или косвенно названных в честь российского генерал-губернатора и событиях того времени, памятники самому графу и в честь подписания Айгунского договора, несколько залов краеведческого музея. И это лишь малая часть благодарности от потомков, которым левый берег Амура стал своей Родиной.