X

О роли Советского Союза в японо-китайском конфликте в конце 30-х годов рассказали амурские историки

Угроза, которая в роковые сороковые могла перерасти в открытие второго фронта на Дальнем Востоке. В год 80-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной и Второй мировой войнах продолжаем серию сюжетов о тех событиях. Сегодня расскажем о том, какое участие принял Советский Союз в японо-китайском конфликте в конце 30-х годов.

Новая эпоха взаимоотношений нашей страны с Поднебесной началась в 1919 году, когда СССР официально признал Китайскую республику. И с этого момента контакты участились, что вылилось в договор о ненападении, подписанный 21 августа 1937-го в Нанкине. Стороны обязались не только не выступать друг против друга напрямую, но и не участвовать в коалициях, направленных против партнёра. Примечательно, что документ был согласован, когда уже началась экспансия милитаристов в Китае. Первое письмо с просьбой о поддержке генералиссимус Чан Кайши Иосифу Сталину отправил менее чем через месяц.

«В Китай стали направляться советские лётчики, военные инженеры, военные советники. В период с 37 по 41 год в Китае работали свыше 3 тысяч, по некоторым данным, до 4 тысяч советских военных специалистов», — отметил заведующий кафедрой всеобщей истории, философии и культурологии БГПУ Дмитрий Буяров.

Помимо этого Китаю был предоставлен беспрецедентный кредит — 250 миллионов долларов. Даже по современному курсу впечатляющие деньги. Помощь СССР суммарно превышала финансовую поддержку Поднебесной со стороны Великобритании и США. Ставка была всего 3 процента годовых.

Собственно, на эти средства Китай и получал вооружение и технику из Советского Союза. Всего в Китай было поставлено около тысячи самолётов, порядка сотни танков, несколько десятков тысяч артиллерийских установок и единиц стрелкового оружия.

«Удалось вооружить около 20 дивизий. Китайских дивизий, которые давали отпор японским оккупантам. Советская помощь активно осуществлялась в период с 1937 по 1940 год. В это время Япония оккупировала Восточный Китай. Причём очень часто китайцы не оказывали существенного сопротивления, а само китайское правительство было, можно сказать, деморализовано», — рассказал заведующий кафедрой всеобщей истории, философии и культурологии БГПУ Дмитрий Буяров.

Однако благодаря СССР Китай смог втянуть Японию в длительный конфликт, на что она не рассчитывала и несла непредвиденные расходы ресурсов и средств. Советскому Союзу это позволило не только относительно обезопасить свои границы, но и быть уверенным в лояльности Поднебесной. Многие лётчики и офицеры Красной Армии внесли и личный боевой вклад, демонстрировали чудеса военной доблести.

«23 февраля 1938 года группа советских самолётов под командованием Фёдора Полынина совершила беспрецедентный перелёт, налёт на остров Тайвань, где располагались японские военные базы. Было сброшено около 280 бомб. И, по разным данным, ну в том числе по китайским данным, было уничтожено до 40 японских самолётов. Эскадрилья вернулась в полном составе без жертв. Японцы были шокированы», — поделился заведующий кафедрой всеобщей истории, философии и культурологии БГПУ Дмитрий Буяров.

Искали контакты с советской стороной и разрозненные китайские партизанские отряды. Однако помогать им руководство Страны Советов не спешило.

«Советский Союз уже абсолютно точно предвидел то, что придётся воевать с японцами. И очень сильные были такие настроения, что любым путём исключить проникновение агентуры вражеской, заброску японских шпионов. Это был приоритет. Поэтому все китайские патриоты, коммунисты, которые переходили на советскую сторону, они подвергались очень жёсткой фильтрации», — объяснил профессор специальных исторических дисциплин кафедры истории России БГПУ Андрей Друзяка.

Любой, кто пересекал границу, рассматривался спецслужбами как потенциальный противник, лазутчик или шпион и допрашивался с пристрастием. Ситуация изменилась в 1939-м, когда китайским партизанам всё-таки пошли навстречу. Более того, организовали специальные лагеря для тренировок. Их на Дальнем Востоке было 2 — под Хабаровском и в Приморье. Впоследствии из этнических китайцев и корейцев было решено создать подразделение Красной Армии, в частности 88-ю отдельную стрелковую бригаду.

«Командиром этой бригады был назначен видный лидер антипартизанского движения Чжоу Баочжун. Есть масса фотографий, где он представлен в форме офицера, подполковника Красной Армии. Командиры батальонов этой бригады также были этнические китайцы либо этнические китайцы или корейцы. Вот, в частности, командир первого батальона — известный всем лидер Северной Кореи Ким Ир Сен», — отметил профессор специальных исторических дисциплин кафедры истории России БГПУ Андрей Друзяка.

Постепенно помощь Китаю пришлось свернуть: началась Великая Отечественная война, все возможные силы и средства были переориентированы на запад. Была и другая причина: Чан Кайши усомнился в силе нашего государства и, ожидая поражения Советского Союза, стал разрывать торговые и другие соглашения. К тому же между СССР и Японией в апреле 1941-го был подписан пакт о нейтралитете.