X

Об операции советских спецслужб «Маки-Мираж» в новом сюжете, посвященном 80-летию Победы

Грамотная работа в тылу противника, благодаря которой не произошло вторжение милитаристской Японии в СССР. Сегодня в нашей тематической рубрике, посвящённой 80-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной и Второй мировой войнах, расскажем об уникальной операции советских спецслужб на Дальнем Востоке и в Китае под названием «Маки-Мираж». Информация о ней долгое время находилась под грифом «Совершенно секретно».

Обстановка на Дальнем Востоке после окончания Гражданской войны и изгнания интервентов оставалась неспокойной: в соседнем Китае развилась целая сеть агентов Японии. Только в Сахаляне — современном городе Хэйхэ осело до 100 тысяч побежденных белогвардейцев, бандитов и других врагов СССР. Их умело использовали иностранные спецслужбы, которым важно было знать, насколько защищён самый дальний регион потенциального противника и возможно ли взять эти территории силой.

«Существовал такой план, разработанный японским генштабом, «Оцу» назывался. Этот план включал в себя захват территорий Советского Союза вплоть до Байкала, установление власти Японии над этой громадной территорией. И Япония, надо сказать, серьёзно готовилась к ведению боевых действий на нашей территории. Террористические акты, диверсионные нападения на наших сотрудников. Осуществлялся и очень значительный сбор информации о наших Вооружённых Силах», — рассказал председатель Совета ветеранов УФСБ России по Амурской области Валерий Хозяинов.

Противостоять милитаристам в открытую означало ввязаться в глобальный конфликт, поэтому решено было действовать тихо — спецслужбы нашей страны разработали оперативную игру, которая получила название «Маки-Мираж». Продолжалась уникальная операция с 1924 по 1937 год.

«Необходимо было понимать, чего хотят японцы. Чем они интересуются. Важно было сохранить все важные секреты, связанные как раз вот с военной промышленностью, военными подразделениями, которые находились на Дальнем Востоке СССР. То есть, другими словами, в задачу советских спецслужб входила передача дезинформации», — отметил руководитель научно-образовательного пространства БГПУ «Дальний Восток. Без срока давности» Дмитрий Кузнецов.

Общее руководство взяли на себя чекисты под командованием Терентия Дерибаса. С 24 года в приграничном Сахаляне действовало японское консульство с кадровыми разведчиками Страны восходящего солнца. В их среду был внедрён ряд советских агентов под оперативными псевдонимами «Хван», «Пак-Си» и другие, которые работали чётко и продуктивно.

«Было разгромлено гнездо контрабандистов под руководством некоего Тимиркеева. В его гнездо вот это входило 25 человек. Все они — пособники японской спецслужбы и наносили значительные ущерб и экономический, ну и физический нашей территории», — объяснил председатель Совета ветеранов УФСБ России по Амурской области Валерий Хозяинов.

Второй этап операции «Маки-Мираж» пришёлся на 29-30 годы. В игру вступил агент «Карпов», которому чекисты устроили побег в Китай. Там он вошёл в доверие к японцам и добыл ценные документы — доклады о разведывательной работе, записные книжки. А затем пришло время Лазаря Израилевского — секретного сотрудника Амурского губернского отдела ОГПУ. За время оперативной игры он был так же известен как Леонид Островский, «Летов», советский агент «21», японский агент «Старик».

«Он должен был заинтересовать японских разведчиков тем, что он разъезжает по Дальнему Востоку, выступает в качестве торгового агента, вступает в различные переговоры, в том числе с представителями военных кругов. Ну и параллельно он знает очень много того, что готов передать японцам», — рассказал руководитель научно-образовательного пространства БГПУ «Дальний Восток. Без срока давности» Дмитрий Кузнецов.

Японцы постепенно проглотили наживку. Агент «Летов» был завербован разведчиками Страны восходящего солнца. Работал в Маньчжурии. Передавал очень ценную для самураев информацию о расположении наших войск, их численности, количестве орудий и так далее. Естественно, не соответствующую действительности. Для правдоподобности была введена фигура «Большого корреспондента», который находился в Хабаровске, и от его имени передавались сведения противнику. С этого момента операция стала носить контрразведывательный характер.

«Решающий этап операции «Маки-Мираж» произошёл где-то в 1931-1934 годах. Когда «Большой корреспондент» передавал действительно большие объемы дезинформации, а эта дезинформация составлялась в Хабаровске хабаровскими чекистами и даже в Москве, в центральном аппарате НКВД», — отметил руководитель научно-образовательного пространства БГПУ «Дальний Восток. Без срока давности» Дмитрий Кузнецов.

«Уже по прошествии многих лет после окончания Второй мировой войны, когда рассматривался, в Хабаровске происходил процесс над японскими преступниками, то многие из них не догадывались о том, что наш агент «Большой корреспондент» действительно существовал на самом деле, что это не вымышленное лицо», — пояснил председатель Совета ветеранов УФСБ России по Амурской области Валерий Хозяинов.

К 1934 году под контролем советских спецслужб находилась почти вся деятельность японской разведки в Сахаляне и Благовещенске. Завершилась легендарная операция в 1937-м. Было арестовано более 50 японских агентов, свыше 200 пособников и множество белогвардейцев, контрабандистов и нарушителей границы.

«Японская разведка в 20-е, 30-е годы считалась одной из самых сильных разведок мира. Очень мощная агентура, достаточно средств. Умело она действовала не только на территории нашей страны, но и в других государствах. И поэтому ведение такой контрразведывательной игры, внедрение нашей агентуры — это большое достижение наших молодых разведчиков, молодого государства», — рассказал председатель Совета ветеранов УФСБ России по Амурской области Валерий Хозяинов.

Но у каждой победы есть своя цена. Долгое время об операции «Маки-Мираж», благодаря которой Япония так и не напала на Дальний Восток СССР, народ нашей страны не знал. В том числе потому, что дальнейшая судьба основных действующих лиц сложилась трагично.

В конце 30-х годов в Советском Союзе развернулись масштабные репрессии. И большинство участников блистательно проведённой операции было расстреляно, кроме главного героя — Лазаря Израилевского.

Но и он был арестован и отправлен за решётку на целых 8 лет. Рассекретили часть сведений об операции «Маки-Мираж» лишь в начале двухтысячных, но все подробности не раскрыты до сих пор.