Перепись лесного населения: в Приамурье охотоведы считают представителей фауны

Читать Вести

Зимний учёт животных закончился в Березовском заказнике. Подводить итоги пока рано — данные переданы в обработку. Но специалисты уже отметили визуально рост численности сибирской косули и лисицы. К финальным работам охотоведов в самом маленьком, но уютном для зверья заказнике присоединилась Оксана Курбатова.

— Одна точка, вторая точка — это у нас получится маршрут. Нам надо проехать или пройти от одной точки до второй. Протяженность этого маршрута 10 километров.

GPS вместо карты и путь проложен. 10 километров для обычного человека в январские скрипучие морозы — испытание. Для Евгения Слободина — ежедневная работа, которой он посвятил более 10 лет в Березовском заказнике. Уже годами наработанных маршрутов следования животных на 11 тысячах гектаров обрабатывает с напарником за несколько дней. Пройти незамеченной не удаётся ни одной из мигранток.

— Вот здесь еще получается?
— Еще переходы, да. Здесь один перешел. Здесь три перешло: вот раз, два, три.
— Записываем, да?
— Да, берем записываем.

Следы на снежном ковре Евгений отмечает только свежие. Такая технология: маршрут пробивается снегоходом, через сутки уже идёт охотовед и подсчитывает. Косуля чаще передвигается ночами. В этот раз удачно выпала пороша. Да и зима мягкая.

«В этом году даже попроще, снегу меньше. В прошлом году, да, очень тяжело было, потому что снегу было вполовину, наверное, больше. Каждый год одно и то же, увеличение косули идет 100%, визуально видно. И что бегает, и по следам. Лисицы начали появляться, то лисицы не было, в этом году уже лисицы начали появляться», — рассказал охотовед Березовского заказника Евгений Слободин.

А вот число фазанов в заказнике визуально уменьшилось. Следить за важными процессами стало легче с появлением современной техники. Мощным снегоходом с Березовским заказником делится профильное областное управление. На нём охотоведы с ветерком перемещаются между маршрутами учёта, проводят охранные рейды. Плотность косуль здесь такая, что даже везения не надо, чтобы с ними встретиться.

Чтобы эти и другие постояльцы угодий без проблем пережили зиму и прибавляли в численности, им помогают прибавить и в весе.

— Овёс выдавали, мы овёс сыпали. А так соевые отходы. Кукуруза как бы не приветствуется сильно, почему-то не едят они.
— Гурманы?
— Ну, кабанчик, всё остальное, фазаны — едят, а косуля как бы не хочет.

Здесь — на южных территориях Приамурья — косуля избалована едой. Сельское хозяйство сильнее развито, от урожая остаются зерновые и сено.

Несмотря на это, в Березовском с осени засеяли как минимум 5 полей и организовали два десятка солонцов.

В целом по области — свыше сотни подкормочных площадок. На юге меню больше ориентировано на косулю и птицу, на севере подкармливают изюбрей, лосей и кабанов. Для всех закупили 160 тонн зерна.

«Это 150 тонн овса и 10 тонн комбикорма и кормовой смеси. Также биологические мероприятия у нас включают выкладку соли. В 25 году у нас было выложено и закуплено 22 тонны соли также для поддержания микроэлементов для копытных, потому что им как раз ближе к весне она очень потребуется», — отметила ведущий охотовед Дирекции по охране животного мира Амурской области Диана Никитина.

К весне и закончится учёт по всей области. Считать животных на особо охраняемых территориях (а их более 20), а также в охотугодьях будут до середины марта. Специалистам предстоит обследовать почти 3,5 тысячи километров. Зверей отмечают по следам, птиц — по количеству встреч.

«Все эти пересечения следов по специальным формулам пересчитываются, выясняется плотности численности. Всё это передается в Москву в Центр охотконтроля. Ну, и у нас остаются для нашей работы. Нам тоже необходимо знать, сколько у нас животных для того, чтобы биотехнические мероприятия планировать, где-то побольше покормить, где-то поменьше. Ну, а по области, там, где охота разрешена, согласно вот этим численностям, квоты и потом выдаются разрешения на добычу животных», — поделился главный охотовед Дирекции по охране животного мира Амурской области Михаил Лесик.

Между тем, сейчас добыча разрешена лишь на некоторые виды пушных, кабана и северного оленя. Охота на излюбленные для браконьеров мишени — косулю и фазана — по всей области закрыта до конца августа.

Ещё по теме "Животные"