Хозяин-агрессор. Так называют клён ясенелистный амурские учёные и призывают жителей области не высаживать его на своих участках. Областная межведомственная комиссия по сохранению биоразнообразия предложила исключить коварное растение с особо охраняемых природных территорий. Чем оно опасно, узнала Дарья Щербакова.
На российские просторы клён ясенелистный прибыл из Америки. Полюбился за неприхотливость, устойчивость к неблагоприятным условиям и быстрый рост — за год до нескольких десятков сантиметров. Агрессивную натуру американского аборигена удалось распознать не сразу.
Завезённое ещё две сотни назад для озеленения городских улиц и скверов растение стало буквально сорняком в благоприятной для себя среде.
Узнаваемо по сероватому стволу и характерной форме листьев, схожей с ясенем, за что и получило свое название, а у женской особи — по семенам-сережкам в виде парашютиков или лопастей вертолёта.
Ну вот, женское дерево всё усыпано семенами, то есть очень комфортно себя здесь чувствует. А через дорогу находится мужское дерево клёна ясенелистного, у него семян нет, хотя оно такое же возрастное. Но оно хотя семена не производит, оно источник пыльцы, для аллергиков опасной очень.
Зато дерево очень хорошо позаботилось о своей безопасности, комментируют учёные. Местные вредители американскому гостю нипочём. Его листья выделяют ядовитые для других растений и насекомых вещества. Клён ясенелистный включён в «Чёрную книгу флоры Дальнего Востока». Да и в целом в России он официально признан опасным. С 1 марта в силу вступит государственная инициатива, обязывающая собственников земель заботиться о защите от распространения опасных видов чужеродных растений.
«Он выдаёт огромное количество семян. И хотя вот эти наши деревья тоже выдают огромное количество семян, деревья некоторые, но у них всхожесть низкая, а у того всхожесть массовая. Когда мы работали по золоотвалу, когда мы зашли в лес, там нельзя было пройти. От мала до велика этот клён, ясенелистный, он этим и опасен, что он забивает нашу местную растительность, он не дает расти другим растениям. Просто как щетка», — говорит научный сотрудник лаборатории Амурского филиала Ботанического сада-института Дальневосточного отделения РАН Галина Барман.
Семена спокойно разносятся ветром на расстояние до километра. Кроме того, уйти от городской суеты помогают протекторы шин автомобилей.
Вот видите, ветку сломали этим летом и вот этот побег полуметровый, даже больше, сантиметров 70, за лето вырос.
Ещё один козырь в ветвях переселенца — активная молодая поросль. Она делает вырубку просто бесполезной. Местные исследователи предлагают несколько своих вариантов борьбы.
«Нужно либо корчевать, то есть подцеплять каким-то тросом, эти деревья выдергивать, либо сверлить дырочку и туда закладывать селитру аммиачную. Аммиачная селитра постепенно эту органику съест и растение погибнет. Но это очень трудоёмко, долго. Но можно сделать, конечно. Но тем не менее это очень трудно», — отмечает начальник Благовещенского районного отдела филиала Россельхозцентра Павел Жирнов.
Изменения в законодательстве коснулись и особо охраняемых природных территорий. Пока местные специалисты единственной угрозой для амурской экосистемы среди растений обозначили клён ясенелистный.
«Для начала этот перечень должно утвердить правительство Амурской области. И только после этого будут прорабатываться определённые мероприятия по борьбе, профилактике, распространению данных растений. Будут очагово уничтожаться он или заменяться другими видам растений, которые у нас эндемичные для нашей территории, для Амурской области», — рассказал начальник отдела управления по охране животного мира Амурской области Павел Диких.
То же советуют делать специалисты на территориях муниципалитетов и частных владений, чтобы исключить клён ясенелистный из экосистемы. Заменить его можно, например, на более гармоничные и полезные для птиц яблоню, черемуху и другие деревья и кустарники.