Все больше амурской сои уходит в Китай

Объемы экспорта амурской сои в КНР возросли в десятки раз. Причем зарубежных партнеров сегодня интересует не только сырье, но и продукты его переработки. С чем связан такой прогресс и каковы дальнейшие перспективы отрасли, выяснил корреспондент ГТРК «Амур».

Ежедневно благовещенский пункт пропуска проходят примерно полтора десятка машин, груженных амурской соей. Китайские партнеры в прошлом году забрали ее свыше 70 тысяч тонн – ровно в 70 раз больше, чем в 2011-м. Сегодня фермерам и агропредприятиям в обход трейдеров вполне под силу напрямую сотрудничать с иностранными покупателями.

«Несколько условий: заключить контракт поставки товара в иностранное государство (в частности, в Китайскую Народную Республику), и подать в таможенный орган декларацию. И происходит отгрузка. По большому счету, всё», — поясняет специалист по связям с общественностью Благовещенской таможни Виталий Шабанов.

Приамурье с каждым годом наращивает темпы производства – если в 2009-м на сою приходилось более 400 тысяч гектаров пашни, то в прошлом сезоне – 650 тысяч, а в нынешнем прогнозируемый показатель уже 730 тысяч гектаров.

Еще 15 лет назад практически весь урожай по бросовым ценам уплывал в Китай. Сегодня ситуация иная: азиатам приходится заманивать продавцов высокой ценой – в среднем 20 рублей за килограмм.

«Выход на мировые рынки – это хорошо для сельхозпредприятий. Появляются новые, альтернативные каналы сбыта, растут цены. Для переработчиков ситуация непростая, потому что уход части сои, сырьевых ресурсов на экспорт осложняет их ситуацию», — комментирует начальник отдела пищевой и перерабатывающей промышленности Министерства сельского хозяйства Амурской области Елена Романова.

Впрочем, эксперты добавляют: без сырья остаются переработчики из других регионов России. В Приамурье же ведущее в отрасли предприятие «Амурагроцентр», наоборот, – в плюсе. Китайцы уже второй год напрямую закупают у компании наливное соевое масло.

«Менталитет питания у нас разный. Российский потребитель привык к рафинированному дезодорированному маслу – обезличенному и по вкусу, и по запаху. Жители Китая привыкли к маслу природному, если оно соевое, то оно должно иметь соевый запах», — рассказывает главный технолог ООО «Амурагроцентр» Аркадий Тихонов.

«Амурагроцентр» стремится выйти на азиатский рынок и с бутилированным маслом – для этого к лету смонтируют новую линию. Переработчику сегодня гораздо выгоднее экспортировать продукцию, чем продавать внутри своей страны.

«Российские железные дороги съедают всю прибыль и загоняют в минус. Поэтому сибиряков мы оставили без масла, Москву – 50 процентов объемов, которые мы раньше продавали, тоже убрали и сейчас продаем в Китай», — констатирует заместитель генерального директора ООО «Амурагроцентр» Игорь Павличенко.

20 миллионов долларов США – таков денежный объем экспорта сельхозсырья и продовольствия амурских компаний в Поднебесную в минувшем году. Цифра, говорят специалисты, уже в ближайшее время может возрасти многократно.

Несмотря на то, что за Амуром, на китайской стороне, бобовые возделываются в гораздо больших объемах, азиаты амурскую сою ценят особо. Если говорить про сырье – то оно экологически чистое и не генетически модифицированное, а продукты переработки бобовой культуры, в том числе и масло, соответствуют не только российским или китайским стандартам, а мировым требованиям.