Первая семья из Константиновского района, чей дом после паводка признан непригодным, обзавелась новым жильём. Ещё 13 амурских семей, получив сертификаты, подыскивают квартиры на вторичном рынке. Как поясняют в региональном Минсоцзащиты, оформление документов тормозят федеральные требования, вынуждающие людей идти в суды. А также – народная хитрость, которая заставляет чиновников перепроверять данные по несколько раз.
В Орловке дом Воротовых до наводнения гордо назывался хоромами. Семья прожила здесь больше 30 лет. А теперь из комнат просто выталкивают зловоние. Повсюду плесень и грибок. Вода из подполья ушла только неделю назад. Комиссия постановила: дом идёт под снос. И внесла семью в список нуждающихся в новом жилье.
Надежда рассказывает: решили покупать дом в райцентре. Главное условие, чтобы он был на возвышенности – натерпелись. Вариант нашёлся за несколько недель до получения сертификата, поэтому гарантом при покупке выступил глава района. «Одно дело найти жильё, а другое дело – люди ведь хотят деньги быстрее. У нас встал вопрос: у кого мы покупаем квартиру, им тоже надо было у кого-то приобретать. Вот он договаривался с теми хозяевами, чтобы они подождали», — рассказывает жительница Орловки Надежда Воротова.
В каждом районе Амурской области приняли нормативные акты, которые регламентируют стоимость квадратного метра – она не должна превышать 25 тысяч рублей в селе и 30 тысяч в Благовещенске. Семье Воротовых положен 1 миллион 323 тысячи рублей. Этого вполне хватило на новый дом. Доплачивали, правда, за земельный участок.
Районные власти провели мониторинг цен на рынке недвижимости и выяснили: стоимость квадратного метра за год не изменилась и, как и до наводнения, он обойдётся в 24,5 тысячи рублей. В местной газете есть объявления о продаже частных домов и коммунальных квартир. И если раньше они невостребованные печатались из номера в номер, то теперь, считают районные власти, спрос появится на каждое предложение.
Из 7 подтопленных сёл Константиновского района на приобретение жилья претендуют более полусотни семей, но сертификаты получили всего 3. В каждой максимум 3 человека. Большим семьям за своё право придётся побороться. Ведь если областной порядок разрешал рассчитывать нормы жилплощади на каждого зарегистрированного в квартире – по 18 квадратных метров, то федеральный, который вступил в силу в конце октября, даёт право на получение сертификата только семье.
А по семейному кодексу это родители и их дети. «То есть немножко у нас застопорилось дело с тем, что граждане пошли в суды за признанием своих невесток, братьев, внуков членами своей семьи», — поясняет начальник управления социальной защиты населения по Константиновскому району Нина Фартусова. И это не единственная загвоздка.
Несколько пакетов документов на рассмотрение в суд отправили уже из районной администрации. У претендентов на сертификат выявлено наличие второго жилья – таким по закону отказывают. Также обнаружили людей, которые в доме прописались уже после наводнения. «Я вижу по дате регистрации, что человек прописался позже. Судебного решения нет, что он там проживал. Если человек в суде докажет, что он там проживал, естественно, мы этот пакет примем даже без каких-либо там ограничений», — говорит начальник отдела строительства, архитектуры и жизнеобеспечения администрации Константиновского района Альбина Стакалюк.
Между тем в сёлах сейчас переживают: наводнение спровоцирует отток населения. Получение сертификата – хорошая возможность уехать из глубинки. Ведь даже если очень захотеть, найти пристанище в родном селе практически невозможно. «Пустых и в хорошем состоянии домов нет. Люди хотят уезжать отсюда и они предлагают свои дома, чтобы купили у них под сертификаты. Но пока ещё ни одна сделка не состоялась», — говорит глава Орловского сельсовета Ольга Комендатская.
Свой кров в Орловке потеряли более 20 семей. И только 4 остаются в селе. Им нашли площадки под застройку на незатопляемой территории. А пока будет возводиться новое жильё, людям предстоит перезимовать во временных вагончиках.