Банки обяжут указывать полную стоимость кредита на первой странице договора

С июля банки обяжут указывать полную стоимость потребительского кредита на первой же странице договора. Сейчас сумму можно оценить лишь по графику гашения. Впрочем, не все заёмщики внимательно читают документы перед подписанием. Да и банки, как показывают проверки Роспотребнадзора, нередко нарушают права своих клиентов.

Мария Николаевна — противник кредитов, но год назад нехватка денег на ремонт всё же вынудила ее взять заём. В итоге: 5 лет ежемесячных выплат по 5,5 тысяч. Спустя какое-то время банк уведомил: процентная ставка повышается, а это лишние 1300 рублей к регулярному платежу. Внеся его один раз, женщина поняла, что не потянет такую сумму.

«Недели через две обратилась в банк, мне сказали, что поздно. Надо было в течение 3 дней после получения смс. Мне пришлось обратиться в Роспотребнадзор. Понизили процентную ставку и убрали страховку с договора. Сейчас я плачу 4,5 тысячи», — рассказывает Мария Николаевна.

Роспотребнадзор планово проверяет деятельность банков раз в 3 года. Но по жалобам заемщиков — чуть ли не каждую неделю. Сложно приходится, когда якобы в целях неразглашения банковской тайны финансисты не предоставляют информацию. Своего рода способ уйти от административной ответственности, считают в надзорном ведомстве.

По мнению специалистов, права граждан ущемляют в основном такие пункты договора как взимание платы за выдачу справок об отсутствии задолженности или комиссия за снятие наличных в банкоматах; одностороннее изменение тарифов, условий или даже расторжение договора из-за невыполнения заёмщиком этих самых условий. Но и сами клиенты банков зачастую безответственно подходят к вопросу оформления кредита, констатируют в Роспотребнадзоре.

«Они ссылаются на то, что не знают действующее законодательство. Да, я согласна, нет специальных познаний. Где-то кредитные эксперты, где-то работники банка, утаивая, скрывая, может быть неосознанно, одну информацию, выдают другую, как-то воздействуют на заемщика, и он идет на поводу. Но при этом подписывает все документы, которые ему дают, не читая», — говорит начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Амурской области Галина Яшина.

Суд часто занимает позицию Роспотребнадзора. В Амурском банковском клубе ссылаются на закон о банковской деятельности и инструкции Центрального банка и говорят, что большинство из этих пунктов договоров вполне правомерны. Это уже дело кредитного учреждения, прибегать к тому же расторжению документа или нет. Оформление страховки тоже нередко становится камнем преткновения. У потребителей есть опасения, что за отказ от добровольной услуги кредит могут не одобрить. Но эксперты советуют не спешить при принятии решения.

«При наступлении страхового случая, исходя из страхового полиса — потеря трудоспособности, работы, того имущества, которое заложено — за вас кредит погасит страховая компания. В данном случае мы страхуем свое спокойствие и наших родных, потому что если что-то случается с заемщиком, то обязанности по уплате данного кредита вместе с наследством падает на родных», — говорит эксперт Амурского банковского клуба Елена Бакуменко.

Амурский банковский клуб и Роспотребнадзор едины во мнении: непонимание условий получения займа не освобождает от финансовой ответственности. Ведь клиент банка в первую очередь должен вести учёт своих доходов и расходов, планировать их и создавать сбережения. Как минимум в этом заключается финансовая грамотность. Но как показывает опрос амурчан, многие свои познания явно переоценивают.

Прежде чем оформлять кредит, стоит тщательно рассчитать личный бюджет. Потом внимательно изучить условия договора в банке. И лучше всего, советуют эксперты, сравнить комиссионные выплаты, полную стоимость кредита и предварительный график гашения одной и той же суммы на один и тот же срок в нескольких банках. Ведь даже в случае жалобы банк-нарушитель без труда осилит административный штраф. А потребителю выбраться из долговой ямы будет непросто.