X

«Эвенкийскую деревню» на севере Приамурья откроют в середине июля

Этнографический комплекс «Эвенкийская деревня» на севере Амурской области откроют в середине июля. Туристический объект в Тындинском районе появился ещё 2 года назад. Но за это время уголок национальной культуры коренного народа путешественники облюбовать не успели. Сначала строители устраняли недоделки. Затем комплекс передавали на баланс муниципалитета. Теперь местные власти облагораживают территорию и собираются завозить туда северных оленей.

Глава Тындинского района Тамара Лысакова с гордостью водит по территории этнографического комплекса «Эвенкийская деревня». Он расположился в месте, где сливаются реки Тында и Гилюй. А вокруг – сказочная тайга. Объект на безвозмездной основе был передан областными властями на баланс муниципалитета. Тут его поручили заботам коллектива Первомайской школы-интерната, которая находится в соседнем селе. До возведения этнографического комплекса это учреждение считалось единственным в районе, где занимаются сохранением эвенкийской культуры и языка.

«Наверное, всё-таки не бремя. Потому что базы отдыха, куда бы могли поехать жители Тынды, в близлежащих поселениях нет. Я считаю, что сейчас она у нас современная. Есть выход на реку, есть катамаран, есть лодка. Губернатор Амурской области пообещал нам лошадь, пони. Я думаю, она будет пользоваться спросом. Не думаю, что первый год она будет приносить прибыль», — говорит глава Тындинского района Тамара Лысакова.

Здесь есть всё, чтобы на время понять, как жили кочевники в прошлом: в таёжных зарослях прячутся лабазы и землянки, чум шамана. Подобные, только приспособленные для проживания современного человека, здесь поставят туристам. Тех, кто без цивилизации не привык, готовы поселить в гостевом домике на 6 мест. Стоимость путёвки сейчас просчитывается.

Валерий Осипов, который руководит здесь работой, признаёт: добраться сюда с ветерком не получится. Дороги пока оставляют желать лучшего. Но отрезок федеральной трассы до Тынды сейчас реконструируется, и будет сдаваться в эксплуатацию в этом и следующем году. А путь от Тынды до «Эвенкийской деревни» – совсем не плох.

«До посёлка Первомайский автомобильный маршрут есть. До деревни расстояние в пределах 4 километров. Автомобильная дорога, конечно, не первого класса, но на автомобиле доехать можно. Где-то может быть, в будущем будет запланирован автомобильный маршрут для перевозки туристов», — говорит заместитель директора Первомайской школы по профильному обучению Валерий Осипов.

Здесь предполагают: объект будет интересно посетить не только жителям Тындинского района, но и, к примеру, китайским орочонам – так называют собратьев наших эвенков. Говорят, на соседнем берегу Амура такой красоты не найти.

В июле в «Эвенкийскую деревню» привезут оленей из школьного стада, которое сейчас находится на выпасе в тайге. Несмотря на то, что Тындинский район – север Амурской области, и олени здесь вроде бы не экзотика, многие жители не видели этих животных вживую. А здесь для оленей сделали загон. Туристы смогут познакомиться с ними поближе, сфотографироваться. А дети – даже покататься.

Чтобы «раскрутить» этнодеревню, местные власти планируют проводить тут шаманские обряды, потчевать гостей шедеврами эвенкийской кухни, продавать сувениры и устраивать мастер-классы. Причём в таких специфических мероприятиях будут задействованы не только эвенки.

Директор Первомайской школы Наиль Заляев говорит: он хоть и татарин, но сам уже наполовину северный человек. Уже 25 лет развивает культуру малых народов. И признаёт: в их деревне теперь лишь единицы в точности помнят свои коренные занятия. «При работе с мехом акцент делается на химические реактивы, производство. Раньше делали по старинке. К сожалению, все эти рецепты уходят с пожилыми людьми». – констатирует директор Первомайской школы Наиль Заляев.

Елена Макарова бисероплетением, пошивом национальных костюмов занимается всю жизнь. Говорит, гены творчества есть у каждого эвенка. Просто, к примеру, в их деревне все это без особой надобности. Первомайское находится в 12 километрах от города, где можно купить всё необходимое. Здесь уже несколько десятилетий в обычных домах живут оседлые эвенки, которые ни разу не кочевали по тайге. Вот если бы развивался туризм, говорит мастерица, и на деньги от реализации сувениров можно было прожить, многие сородичи вспомнили бы навыки предков.

«Сделала в месяц 100 сувениров. В первый месяц я их спокойно продала. На второй месяц сделала 100 штук и продать уже не смогла. Продала от силы 20-30%. Остальное знакомым раздала. Нет потока туристов, нет рынка сбыта», — поясняет жительница с. Первомайское Елена Макарова.

Елена Макарова свои поделки продавала в «Эвенкийской деревне» 2 года назад, когда её только построили и пригласили туда туристов. Говорит, товар долго не залеживался. Рукодельница считает: этнографический комплекс может стать реальной заявкой на выживание для исчезающей культуры малочисленных народов Севера.