Арктические стрелки из ДВВКУ осваивают управление собачьими упряжками
Офицеры-каюры. В Дальневосточном военном училище (единственном на всю страну, где целенаправленно готовят командиров для службы на северных рубежах России) вводится курс обращения с ездовыми собаками и нартами.
На полигоне бодрый лай и «северные» гонки по бездорожью. Так будущие офицеры постигают азы арктического собаководства. Этот спецкурс – новшество не только для Дальневосточного военного училища, такого не было еще во всей России.
«Заключили договор с клубом, попросили показать возможности применения собак. Нам это понравилось. В результате арктические горные взводы прошли соответствующую подготовку», — рассказывает заместитель начальника ДВВКУ по учебной и научной работе Владимир Рукосуев.
Как устроены нарты и по какому принципу нужно запрягать собак (тех, что посильнее, ставят «в колеса», а более сообразительные мчатся во главе) – все это должен знать каждый северный воин.
«В реальной жизни мне, конечно, приходилось это видеть. Я сам из такого региона, где нарты используются. Там помимо собак используются еще олени. Но на практике, в Печенге, где мы были, такого сейчас нет», — рассказывает курсант ДВВКУ Максим Горевой.
Опытный инструктор Андрей Падалка объясняет: управлять ездовыми собаками непросто. Это не бездушная машина, и прежде всего нужно наладить контакт со стаей. «Всю дорогу надо работать с собаками, постоянно иметь с ними контакт. Каждую собаку надо хвалить и пресекать какие-то действия. Если собака увидела птичку и рванула в сторону, надо быть готовым и сказать «Нет!». Она команду выполнила, надо поощрить собаку и сказать: «Ай, хорошо, молодец!», — рассказывает каюр-инструктор Андрей Падалка.
Кстати, в советской армии в экстремальных северных условиях собак использовали. К примеру, в годы Великой Отечественной войны на службе состояли 40 тысяч четвероногих. Они перевозили раненых и доставляли боеприпасы.
«Собаку используют там, где человеку бывает трудно пройти, а она может пролезть, принести и даже участвует в поисковых действиях. Это же собака арктическая, она при снежных обвалах может найти под снегом человека», — говорит курсант ДВВКУ Александр Крысанов.
В училище планируют официально ввести кинологическую службу и оформить на довольствие несколько сибирских голубоглазых хаски. Пока же будущие каюры практикуются с гражданскими собаками.
Для езды в упряжке по арктическим просторам сибирские хаски подходят идеально. Эти собаки способны преодолеть до 100 километров в сутки. Кроме того, они неприхотливы в содержании, им не нужно изысканное меню, достаточно замороженной рыбы. А главное – они с легкостью переносят пургу и экстремально низкие морозы, спят на снегу, просто свернувшись калачиком.
Не исключено, что на будущий год курсантам арктических специальностей предстоит осваивать и верховую езду на оленях. Помещение для содержания мини-стада в училище уже нашли. Сейчас решается вопрос о корректировке учебной программы.
«Всему, что можно использовать в арктических условиях, мы будем учить наших курсантов. Будь то использование оленей или ездовых собак, а также соответствующее вооружение, технику. Мы ожидаем поступления на вооружение снегоходов с закрытой кабиной, которые способны преодолевать расщелины, трещины и эксплуатироваться в сложнейших арктических условиях», — говорит начальник ДВВКУ Владимир Грызлов.
В ДВВКУ сейчас готовят около 120 мотострелков-арктиков. Через пару лет первые выпускники элитного подразделения отправятся служить в Заполярье. Но прежде им предстоит сдать госэкзамен, где помимо тактики ведения боя обязательно придется продемонстрировать мастерство управления упряжкой собак или оленей.