Бывшая узница концлагеря Любовь Глотова поделилась воспоминаниями

Читать Вести

11 апреля отмечается Международный день освобождения узников нацистских концлагерей. Во время Второй мировой войны в Германии и на оккупированных ею территориях действовали 14 тысяч «фабрик смерти». В них содержались 18 миллионов человек, каждый пятый был ребенком. Среди выживших детей — и амурчанка Любовь Глотова.

Любовь Ильиничну — педагога по русскому языку и литературе с пятидесятилетним стажем — можно слушать часами. Кажется, что она просто пересказывает одно из произведений любимого Шолохова. Но это собственная история жизни. Война застала ее в Горниловском хуторе двенадцатилетней девочкой. Шел 42-й год.

«Мы с сестричкой бегали вокруг дома, которого теперь нет, и вдруг видим: летят самолеты, пять штук, подлетают к понтонному мосту и что-то сбрасывают. Сестра вообще маленькая — 2 годика, а я не поняла, что это. И когда эти предметы долетели до понтонного моста, произошел взрыв», — рассказывает Любовь Глотова.

Потом еще самолеты, еще взрывы. И так несколько часов. Дон порозовел. А на следующий день немцы пришли пешком и увели весь хутор на шлях. Дальше еще семь километров. Любовь Ильинична шла с мамой и двухлетней сестрой. Вот так втроем они и пережили концлагерную жизнь — и голод, и холод, и непосильную работу. Долгожданное освобождение случилось в январе 43-го.

«Шел бой, мама нас обняла, прижались мы друг к другу, сидим, и вдруг распахивается дверь этого сарая и боец в одежде с автоматом кричит: «Вы свободны!», — рассказывает бывшая узница концлагеря Любовь Глотова.

Были и слезы радости, и одновременно страх. Война все еще продолжалась. На фронт из всего рода Любови Ильиничны ушли двенадцать человек. Домой вернулись только шестеро. В их числе и отец, который брал Будапешт, Вену, Бухарест. Сейчас о сражениях напоминает лишь одна уцелевшая, но самая значимая медаль — «За боевые заслуги». А их было немало.

«И убивали, и убивали пулеметчиков, и он тогда придумал где-то взять какие-то щиты пуленепробиваемые. Он сделал их больше над пулеметом и себя спас, и тех, кто с ним за пулеметами лежал», — рассказывает Любовь Глотова.

Вернулись и отец, и старший брат. Дальше наступили голодные, но зато мирные годы. «В 46-м году я поступила в училище, и уже давали паек — 400 граммов хлеба. И я несу эти 400 граммов хлеба, помню запах до сих пор, отщипну чуть-чуть и сосу, а остальной хлеб несу сестре, потому что ей паек не давали», — рассказывает Любовь Глотова.

Кроме памяти, которая хранит все ужасы войны, у Любови Ильиничны осталось и осколочное ранение от гранаты. Говорит, до сих пор иногда дает о себе знать. Но главное — это трое детей, шестеро внуков и две правнучки. Большинство живут в Благовещенске и постоянно навещают и помогают своей маме и бабушке. Хранит она и открытки, и письма благодарности от учеников, которым отдала полвека, и письма от мужа — его не стало семь лет назад.