X

Как в кризис заработать на домашнем хозяйстве

Многие амурчане сегодня вновь задумываются о дачах, возвращаются к личным подсобным хозяйствам, обучаются ремеслам. Когда цены в магазинах растут быстрее, чем зарплаты, самое время вспомнить о своих талантах и способностях. Наш корреспондент встретился с некоторыми из тех, кто получает прибыль, порой даже не выходя из собственного жилища.

Людмила Конькова — жительница городская. Но, говорит, когда сократили с работы, сразу поняла: на одну пенсию в городе не пошикуешь, переехала в ближайшее село и организовала хозяйство. Сначала продавала яйцо и мясо курицы. А потом решилась завести коров. Молоко продает и соседям по Владимировке, и с доставкой в Благовещенск.

«Коровка — это кормилица! Молочко каждый день, и творожок, и сметанка. А излишки продаем. А что там, в покупном? Там ничего нет живого. Это настоящее — утром подоила, здесь и витамины. У нас вон внуки с удовольствием пьют!» — рассказывает владелица ЛПХ Людмила Конькова.

По данным Амурстата, на подворьях в последние годы практически перестали разводить живность. Хотя и в провальные 90-е подсобное хозяйство было почти при каждом сельском доме. Сейчас, возможно, тот самый момент, когда людям надо снова взяться за дело, рассуждают эксперты.

Пока же, отмечают в региональном Минсельхозе, надои увеличиваются только на предприятиях. Хотя и население еще не отстает. «Даже на сегодняшний момент у нас производство молока и мяса в личных подворьях граждан где-то порядка 50%. Это очень большая доля», — отмечает начальник управления продовольственных ресурсов амурского Минсельхоза Наталья Тюшникова.

Зато, как замечают специалисты, в кризис многие вернулись на когда-то заброшенные огороды. Огурцы и помидоры, лук и морковь амурчане стали продавать в «Фермерском доме» и на ярмарках выходного дня в Благовещенске. И если 5 лет назад за лето в торговых рядах регистрировали 50 палаток, то в прошлом году — уже вчетверо больше. Причем только 15% продукции привозили фермеры. Остальное — обычные люди.

«Если когда-то это было необходимостью для бабушек и дедушек, которые могли провести время на природе, сейчас, к сожалению, это один из экономических факторов (достаточно больших!) выживания. Достаточно привести пример Благовещенска. Ведь у нас десятки, сотни, тысячи бывших дачных участков, которые пустуют, и существует объективная возможность их использования», — заявляет профессор кафедры экономики организаций ДальГАУ Владимир Боровиков.

Модно сейчас зарабатывать деньги прямо на собственной кухне. У Людмилы Сузун образование кондитера. Она говорит: ее домашние пряники, печенье и кексы — ответ всяким заморским яствам. И вместо тысячи слов — нарезала тыкву. Колоритный ингредиент — и в тесте, и в начинке.

«В кризис 90-х мне мама этот секрет и раскрыла. Я же девушка деревенская, мы в селе жили, в совхозе денег не платили. И вот картошечку отваришь в мундире — в дрожжевое тесто, и все поднялось. Никто даже не догадывался, что она есть. Экономия огромная. А сейчас тыква — потому что она на пике моды. Я попробовала — получилось, друзьям понравилось. И потихонечку начали продавать», — рассказывает Людмила Сузун.

У Людмилы есть уже постоянные клиенты. Сейчас она задумывается о пекарне: крохотной кухни на крупные задумки не хватает. В планах приобрести большую сушилку, чтобы в промышленных масштабах делать тыквенные конфеты. Говорит: если покупателям натуральные сладости пришлись по вкусу, значит и она будет при деле.