Кредит погашен, а половину пенсии все равно отбирают. С жалобой на судебных приставов на линию содействия ГТРК «Амур» обратилась жительница Свободного. С начала года на горячую линию областного отделения ПФР по такому же поводу позвонили более полутысячи возмущенных пенсионеров.
Прожить на одну пенсию в доме престарелых, может, и возможно. Но когда получаешь только половину от нее, вздыхает Раиса Яценко, приходится буквально существовать. Несколько лет назад она взяла два кредита — порядка 230 тысяч рублей. Думала, потянет. Но не справилась. В итоге с 2012-го в счет уплаты долга деньги из ее «минималки» стали изымать приставы. По ее подсчетам, последний платеж она должна была сделать еще в конце года. Однако, утверждает Раиса Александровна, по ошибке в январе и феврале деньги взыскали повторно.
«»Тинькофф» закрыли, уже переплата пошла. А «Совкомбанк», что перечисляли судебным приставам, куда они деньги дели, неизвестно. Они не могут найти эти 25 тысяч», — говорит пенсионерка.
Сейчас на руках у приставов более 22 тысяч исполнительных производств по долгам, которые гасят с пенсий. Причем это распространяется даже, к примеру, на пособие по инвалидности. По сравнению с прошлым годом количество неплательщиков в возрасте увеличилось. Почему — вопрос, говорят приставы, не к ним. Вот и на Раисе Яценко, по данным управления, еще висит кредит — порядка 19 тысяч рублей.
«О том, что она что-то оплатила полностью, сведения отсутствуют. Потому что мы периодически делаем запросы взыскателю, уточняем сумму задолженности по исполнительным документам. На сегодняшний день, куда она оплатила эту сумму задолженности, ни взыскатель не владеет этой информацией, и у нас нет документов, подтверждающих факт оплаты», — комментирует и.о. заместителя начальника УФССП по Амурской области Светлана Засядько.
Платежек у Раисы Александровны на руках нет. Утверждает: банк выслал и вот-вот она получит подтверждающие документы. А в Пенсионном фонде говорят: и правда, бывают ситуации, когда пожилые люди о долге узнают только по факту.
«Внуки покупают транспортное средство и регистрируют на своих дедушек и бабушек, потому что там меньше уплата транспортного налога, а потом, скажем так, «забывают» его платить. А налог начисляется, и задолженность начисляется на пенсионера, на которого зарегистрировано транспортное средство. Вот, может быть, в этом случае можно не знать, что у тебя есть задолженность», — поясняет заместитель управляющего отделением Пенсионного фонда России по Амурской области Татьяна Машкина.
И все-таки нередко приставам приходится признавать ошибки и возвращать деньги. Анатолий Гуляев возмущается: в августе уже оплатил штраф за нарушение ПДД — у него есть квитанция! Но в январе приставы снова сняли те же 500 рублей, причем дважды — и из пенсии, и со сберкнижки. При этом никакого уведомления о взыскании, как должно быть, пенсионер не получил!
«29-го я, как обычно, пришел и говорю, сколько уже можно ждать, хожу каждый день в сберкассу, думаю, получу. А она мне: «Вы мне уже надоели!» Сейчас еще месяц буду ходить в ГАИ, чтоб вернули деньги, потому что туда заслали. Они говорят, не могут их никак вернуть. Снять, значит, можно с меня, а вернуть мне никак нельзя!» — возмущается пенсионер Анатолий Гуляев.
По нормам, поясняют приставы, деньги должны вернуться на счет в течение 5 дней после того, как мнимый неплательщик подтвердит погашение долга. Но только на деле исполнение закона почему-то затягивается.
Произошла ли ошибка в случае с Раисой Яценко, пока официально не говорят. По состоянию на сегодняшний день расплачиваться за старые кредиты ей придется еще примерно полгода. И помочь пенсионерке абсолютно некому. Даже несмотря на то, что она воспитала шестерых детей, а кредит брала на машину сыну.