В Благовещенске то и дело горят деревянные дома, которые признаны аварийными и подлежащими сносу. Версию умышленного поджога рассматривали специалисты в случае с недавней трагедией на Калинина-Зейской, когда из жилища, охваченного огнем, успели вывести пожилую женщину и ее неходячего сына-инвалида. К каким выводам пришли эксперты в итоге – в материале корреспондента ГТРК «Амур».
Лариса Габова плачет: ее дом подожгли. Муниципальную деревяшку в прошлом году признали аварийной и жильцы четырех соседних квартир переехали в новостройки на Тайване. Оставшаяся семья (из 5 человек) стала через суд доказывать, что строение на Калинина-Зейской хоть и вековое, но довольно крепкое. Кроме того, неходячему сыну-инвалиду полагается дополнительная жилплощадь. Администрация же смогла предложить вместо трешки двушку на втором этаже.
«Добиваться будем, чтобы вывели дом из аварийности, потому что сама конструкция не пострадала. Будем делать экспертизу самостоятельную, независимую», — говорит сын Ларисы Габовой Игорь Березинец.
Соседний дом ровесник этому и он тоже в свое время горел. Заключение о его аварийности жильцы опротестовали через суд. В Благовещенске, утверждает правозащитница Наталья Чехленко, спорили по 30 объектам.
«Сейчас участились случаи, по нашему подозрению, поджогов. Потому что, как ни странно, горят те дома, которые судятся и которые не согласны. Я думаю, чтобы усмирить граждан. Как некоторые думают, это застройщики. Причем здесь застройщик? До застройщика еще далеко. Это земля муниципалитета, с застройщиком будут разговаривать только после того, как всех граждан переселят», — говорит Наталья Чехленко.
С администрацией Благовещенска судятся жильцы 16 домов, признанных аварийными. А те, которые расселить все-таки удалось, сейчас не получается снести: не могут найти всех прописанных, чтобы получить согласие. К примеру, здесь только на 1-м этаже было зарегистрировано 40 человек.
«Бытует такое мнение, что программа переселения предусматривает предоставление взамен аварийного фонда или непригодного для проживания хорошего, нормального жилья, но квадрат в квадрат, комната в комнату, невзирая на то, сколько там прописано: 10, 15 человек. Считают, что если зайдет застройщик, то мы эти все квартиры получим», — говорит первый заместитель мэра Благовещенска Владимир Константинов.
На то, что в этот район все-таки зайдет строительная компания и предложит более выгодные условия, чем муниципалитет, надеется семья Ларисы Габовой. Однако возводить жилье в центре города сейчас не выгодно, считают риэлторы.
«Собственники хотят, бывает, ну очень много! По 5-6 квартир они хотят за то, чтобы продать свой дом. Соответственно, смысла нет застройщику покупать, чтобы отдавать половину подъезда за один дом, за такой клочок земли», — комментирует вице-президент Гильдии риэлторов Приамурья Инна Телюк.
Евгений Закревский живет в бараке на пересечении улиц Фрунзе и Первомайской. Говорит: как только ему предложат квартиру взамен (даже в отдаленном районе) — без раздумий переедет. Ведь вокруг то и дело горят деревяшки. За полгода в Благовещенске, по данным МЧС, произошло более 100 пожаров, в каждом четвертом инспекторы установили причину — поджог.
— А сами жильцы могли поджечь свой дом, чтобы быстрее переехать?
«Вряд ли. Я этих жильцов знаю и дело в другом. Когда пожары начались, они сами переживали, сами были в шоке», — говорит житель дома по ул. Фрунзе 19/1 Евгений Закревский.
По данным УМВД, за полгода в Благовещенске возбудили 4 уголовных дела по поджогам. Подозреваемых до сих пор не установили. Дом на Зейской-Калинина в эту статистику уже не попадет. По заключению экспертов, причиной пожара стало замыкание проводки в коридоре.