В Хинганском заповеднике опробовали новый метод защиты аистиных гнезд
Сотрудники Хинганского заповедника решили опробовать новый для региона метод противодействия медведям, которые разоряют гнезда дальневосточного аиста. В последние годы хищники всё чаще хозяйничают в птичьих домах.
Пока хозяева тайги досматривают последние сны в своих берлогах, а перелетные птицы готовятся вернуться из южного отпуска, сотрудники Хинганского заповедника пытаются полюбовно разрешить конфликт между его обитателями. Медведи портят жизнь краснокнижным аистам уже несколько лет. Улики налицо: хищник пометил уже более половины из полусотни гнёзд.
Следы бесцеремонного вторжения косолапых в аистиное царство можно рассмотреть невооруженным глазом. «Царапки» от мощных когтей на этом дереве появились прошлым летом. Оставить их мог как гималайский, так и бурый, но, правда, молодой медведь. А вот взрослым особям такие гимнастические упражнения явно не по силам.
В заповеднике решились на простейший эксперимент — укутать жестяными листами стволы, на которых держатся огромные конструкции из сучков. Скользкая поверхность не даст медведю зацепиться, уверяют орнитологи с Сахалина. Именно так на острове защищают редких белоплечих орланов.
«Красим для того, чтобы птицы, когда прилетают в свои гнезда, не пугались блестяшек всяких, черных полосок. Чтобы дерево не отличалось ничем, было беленькое, не теряло свой вид», — рассказывает госинспектор Хинганского заповедника Андрей Соловьев.
В Хинганском заповеднике ежегодно гнездятся около сотни «птиц счастья». Первые семьи заселят свои дальневосточные квартиры уже в конце марта. А полтора месяца спустя появится пополнение. И до середины лета, пока птенцы не сдадут экзамен по пилотированию, медведи будут посягать на их жизнь.
«Сейчас у нас есть некое соревнование с медведем, спортивная орнитология — кто быстрее найдет гнездо. У медведя, конечно, все карты на руках, у него больше времени. Он, собственно говоря, не боится, что краснокнижный вид исчезнет», — говорит научный сотрудник Хинганского заповедника Михаил Парилов.
Закрепили, покрасили и, наконец, обернули дерево колючей проволокой. И вовсе не для того, чтобы поранить медведей, а с надеждой получить клочок шерсти — надо понять, кто именно хозяйничает в заповеднике: гималайские или бурые.
«Очень интересно — если это несколько медведей, не связаны ли они родством? Вполне может быть такая ситуация: сначала один попробовал, затем медвежата посмотрели, обучились и сейчас ходят» — поясняет заместитель директора Хинганского заповедника по научной работе Вячеслав Кастрикин.
Надеются экологи и на фотоловушки. В заповеднике почти 20 таких приборов. В 2015-м попала в кадр медведица, которая разрушила гнездо. Но даже если бы конструкция уцелела, не факт, что в ней поселилась бы счастливая пара — аисты разоренные жилища обычно бросают.