Новые рельсы развития: модернизация БАМа позволит увеличить грузооборот более чем вдвое

Пять новых железнодорожных разъездов должны сдать в Приамурье в этом году. Они появятся по программе модернизации БАМа. Строители работают даже в сорокоградусные морозы. На возводимых и уже готовых объектах магистрали побывал наш корреспондент.

Сотни тонн щебня и крупного камня ежедневно отгружается на северном заводе «Курьян». Поезда и самосвалы с материалами идут на запад и юг от Тынды — по веткам БАМа.

Охлаждающая наброска из больших камней на железнодорожную насыпь делается для того, чтобы удержать в ней вечную мерзлоту. Даже летом внутри — отрицательные температуры. Это позволяет предотвратить деформацию железной дороги. Ведь каждые сутки по ней проезжают до 30 железнодорожных составов, и масса каждого из них — несколько тысяч тонн.

Сейчас в амурской тайге самое суровое время — в низинах температура опускается до минус 50-ти. Но и в таких условиях техника и люди работают. Экскаваторщик Александр Гончаров за день проходит около 100 метров, укрывая насыпь валунами. «Долго прогреваешь. Гидравлику, чтобы шланг не порвать. В кабине тепло, нормально!» — говорит экскаваторщик.

Проект БАМ-2 был запущен в 2014-м, когда стало ясно: имеющихся логистических мощностей не хватает, и к 2020-му магистраль может просто не справиться с возросшим объёмом перевозок. В Амурской области запланировано построить 19 новых разъездов, а также сделать двухпутными некоторые отрезки дороги.

«Мы развернуты на всех участках. Мы сейчас переносим дислокацию не только на разъезды, а на строительство вторых путей. В деньгах на этот год — порядка 5 миллиардов. Вообще у нас срок окончания всех работ — 2019-й год», — говорит заместитель гендиректора ПАО «Бамстроймеханизация» по Тындинскому региону Илья Савостьянов.

С Ильей Савостьяновым мы говорим на месте будущего разъезда Багульный. Как он будет выглядеть после окончания работ, можно увидеть на уже открытых объектах второго БАМа. Последний из них на сегодня — разъезд Глухариный — сдали в ноябре. В 100 километрах от Тынды — самое современное оборудование: пути чистятся не метлами, а пневмообдувом, стрелки переводятся нажатием кнопки мыши.

«На большом стандартном я могу сделать одно действие. То есть нажала — и оно произошло. Здесь я одним кликом мыши могу сделать от одного до пяти действий», — рассказывает начальник разъезда Глухариный Юлия Полозова.

Интересно, что в некоторых местах строители пользуются наследием сорокалетней давности. Например, опоры этого моста изначально были сделаны под движение в двух направлениях. К уже имеющемуся пути здесь просто добавляют еще один.

Выводят из консервации и горку с роспуском вагонов на станции Тында. За последние 15 лет тут фиксируют рост объема грузоперевозок в два с половиной раза. Стройка развернется с приходом тепла.

«Это самые масштабные работы. Станции Тында уже 40 лет. Настало время развиваться. То есть сейчас станция переживает фактически второе рождение», — подчеркивает начальник станции Тында Михаил Бруев.

Сейчас здесь обрабатывают 848 вагонов в сутки, а в 2019-м эта цифра дойдет до 2-х тысяч. Второй БАМ обеспечит стабильный товарообмен между Россией и государствами АТР, увеличит грузооборот внутри страны. Восточной Сибири и Дальнему Востоку это поможет встать на новые рельсы экономического развития.