Для тушения природных пожаров в области уже задействовано свыше 1200 человек. Амурчанам помогают специалисты из Хабаровского края, Хакасии и Бурятии. Переброска отделений в основном происходит воздушными судами, в том числе, вертолетами авиации Восточного военного округа. Наш корреспондент отправился вместе с десантниками на ликвидацию огня.
На площадку свободненской авиабазы садятся военные вертолеты. Гражданские борта стоят в сторонке уже неделю. Все потому, что природные пожары в этом году начались раньше обычного и практически сразу охватили весь регион. Амурским пилотам приходилось находиться в небе по 8 часов в сутки, патрулировать и перебрасывать людей в самые горячие точки.
«Наши гражданские выработали уже санитарный минимум. И они не могут больше летать до 1 числа. По часам 80 часов — основная норма и 10 часов продленки», — говорит летчик-наблюдатель Александр Крамарчук.
К несчастью, в Приамурье уже какой день сухая погода и ветер. Выжженная площадь растет с каждым днем. Самые крупные пожары — в непроходимых лесах, куда специалистов можно доставить только по воздуху.
«Довольно трудно, в данный момент сильный ветер, довольно сложно из-за дымов, так как не видно самой площадки бывает», — говорит летчик-штурман Дмитрий Ананьев.
Десант из Бурятии высаживают практически на границе с Хабаровским краем. В радиусе 200 километров ни одного населенного пункта. Пара человек остаются в лагере, остальные, ориентируясь с помощью навигаторов, направляются к месту пожара.
Два часа пути по труднопроходимой местности и группа буквально окунается в густой едкий дым — главный признак того, что огонь где-то близко, а значит, нужно быть в боевой готовности. Проходим еще сто метров и вот она, та самая огненная кромка, которая несется по лесу со скоростью почти 10 метров в секунду и слизывает гектары, заросшие сухостоем и деревьями.
Переменный ветер буквально бросает огонь из стороны в сторону, и командир группы принимает решение пустить встречный пал. Пожар хоть и низовой, и потушить его можно водой из ранцев, что в наличии у каждого десантника, но в такой ситуации — оборудование не спасет.
«В данном случае мы используем природный рубеж — ручей и тем самым от ручья прижимаем к кромке пожара не догоревшие участки для предотвращения его распространения. Мы сегодня сожжем 10 метров для того, чтобы завтра километр не сгорел», — поясняет старший десантно-пожарной группы Николай Масленченко (Улан-Удэ).
В Приамурье огнем охвачены 15 районов. Переброской нескольких десятков групп занимаются самолеты, вертолеты и спецавто. И если техника работает только в светлое время суток, пожарные, в числе которых есть даже добровольцы, спасают леса практически круглосуточно.
«Здесь нужны тактические действия, более глобальные, чем просто примитивное тушение. Более масштабно действовать на данном участке и поэтому забрасывают сразу несколько групп на особо опасных направлениях», — рассказывает десантник-пожарный Николай Васильев (Улан-Удэ).
Для группы из Бурятии пожароопасный сезон только начался. В полевых условиях они будут работать до глубокой осени. Уже вечером, немного выдохнув, связываются с руководством по спутниковому телефону и получают новые ориентиры, чтобы с раннего утра устроить засаду очередному огненному языку.
«Конечно, по технике безопасности много у нас запретов, допустим в темное время суток нельзя. Но если ты задерживаешься в пожаре, это уже неизбежно. Бывают такие случаи, перебросы, вроде доделали уже все, но сильный порыв ветра, перекинуло и начинаешь работать и заканчиваешь в 12, час, два ночи», — рассказывает инструктор десантно-пожарной группы Сергей Горкунов (Улан-Удэ).
По словам специалистов, пожар в глухом лесу, куда машина не пройдет, — дело рук жадных людей. Жгут под покосы, пускают палы черные лесорубы. А ветер гонит пламя в таежную гущу.
Режим ЧС в области введен меньше месяца назад, а поймано уже свыше 30 поджигателей. Но отбить у людей охоту брать в руки спички можно только увеличив штрафы. Пока же граждан наказывают на сумму от 2 до 4 тысяч рублей. Это капля в море, ведь за один только сезон область на тушение природных пожаров тратит миллионы.