В архаринской тайге орудуют нелегальные лесорубы, от рук которых уже погибли несколько вековых краснокнижных кедров. Незаконные деляны этой осенью обнаружили местные жители. Возбуждено уголовное дело, виновных ищут. Причем, как убедился наш корреспондент, браконьеров ценная древесина совсем не интересует.
Абсолютно не стесняясь, шишкари валят редчайшие кедры в 20-ти метрах от трассы. Дело пяти минут, говорят экологи, а вот убытки ничем не измерить. Дерево погибло в самом расцвете сил. Срубили практически под корень, нагло собрали урожай и оставили гнить. На сиротливые пеньки здесь натыкаешься на каждом шагу.
«Не только в этом году, и до этого пилили. Вот все спилено. И здесь уже деревьев шесть-семь лежит. Недалеко лежит кедр. Так он в два раза толще. И срубили топорами», — говорит старший научный сотрудник Хинганского заповедника Сергей Кудрин.
Корейский кедр — краснокнижник, в Приамурье эти пышные кроны можно встретить только в лесах Бурейского и Архаринского районов. В советские годы его вырубали в промышленных масштабах, ценилась древесина. Площади произрастания сократились в десятки раз. Под охрану государство взяло корейский кедр 8 лет назад. Браконьеры переключились на шишки.
«На ноги надеваются специальные приспособления с торчащим шипом под наклоном. Человек лезет, обхватывая ствол. Видно, что полностью кора прорезана, смола выступила. Это, конечно же, места для проникновения инфекций», — говорит заместитель директора Хинганского заповедника Вячеслав Кастрикин.
И даже такой, относительно гуманный способ сбора шишек может обернуться для дерева гибелью, либо оно перестанет плодоносить. С одного кедра можно собрать не более центнера орехов, продают по 180 рублей за килограмм. Официальных пунктов приема в области нет, нелегальных много, уверяют общественники.
«Мы полагаем, что не все факты вырубки леса устанавливаются, не все факты прорабатываются уполномоченными органами. Может быть, в силу того, что они не известны компетентным органам, или по каким-то другим причинам», — считает депутат Архаринского районного совета народных депутатов Елена Калинина.
Неравнодушные архаринцы начали бить тревогу, обнаружив следы браконьерства в Кундурском лесничестве. В итоге была создана рабочая группа, в которую вошли и правоохранители. Уголовное дело возбудили 12 октября. Злоумышленники до сих пор не найдены.
В уголовном деле фигурирует лишь один вырубленный участок, с четырьмя погибшими краснокнижными деревьями. Об остальных делянах, в том числе и той, где побывала наша съемочная группа, в Архаринском лесничестве якобы не слышали. Варварские действия шишкарей осуждают, но контролировать качественно почти 900 тысяч гектаров им не по силам. В штате два лесника.
«У нас ежедневное патрулирование. Лесничие ездят ежедневно, допустим, сегодня в Татаканском лесничестве, завтра в Урильском лесничестве. У нас одна машина, и мы ездим, патрулируем», — говорит руководитель Архаринского лесничества Наталья Леушкина.
Вывезти из леса уже срубленные кедры и использовать ценную древесину по назначению можно будет лишь после того, как над виновниками, которых еще нужно найти, состоится суд. Но не исключено, что стволы так и останутся невостребованными.